Дмитрий Курашев, UserGate: «Наша философия притягивает профессионалов»

Фото: UserGate
За последнее десятилетие российский рынок информационной безопасности трансформировался почти до неузнаваемости. Причем изменились не только поставщики и продукты — заказчики также по-новому взглянули на проблему безопасности. О том, как в новых реалиях работает компания UserGate, один из лидеров рынка инфобеза, что она может предложить своим клиентам и сотрудникам и в чем видит свою миссию, — в интервью Дмитрия Курашева, директора-сооснователя компании.

— 10–12 лет назад на рынке информационной безопасности котировались преимущественно крупнейшие мировые поставщики ПО. Что изменилось с тех пор? 

— Очень многое. Еще в начале 2010-х годов рынок информационной безопасности можно было разделить на две части. Были ниши, в которых присутствовали и даже играли существенную роль российские производители, — например, в том, что связано с шифрованием. Но в остальном на рынке безраздельно властвовали иностранные компании. Так, в сегменте межсетевых экранов нового поколения — NGFW (Next-Generation Firewall), которые анализируют содержимое трафика на уровне приложений, — всецело доминировали зарубежные игроки.

С 2022 года по известным причинам спрос на отечественные решения со стороны заказчиков повсеместно возрос. И вскоре решения российских компаний появились практически во всех сегментах рынка информационной безопасности. Звучит позитивно, но на самом деле нам, разработчикам, было весьма непросто, ведь вместе с тем возникли и принципиально новые вызовы. Так, заказчики осознали, что они сами должны контролировать информационную безопасность организации и отдавать ее на откуп зарубежным компаниям, даже самым авторитетным, больше нельзя. И это был очень серьезный сдвиг в мышлении — теперь мало кто хочет делегировать контроль за своими информационными активами. В этих условиях российским вендорам и их решениям стало еще сложнее складывать доверительные отношения с заказчиками, а цена возможной ошибки критически высока.

Более того, требовалось фактически восполнить все то, что раньше предлагалось зарубежными вендорами, создав продукты, сопоставимые по качеству, а то и лучше, и это очень сложная и ответственная работа. К счастью, на российском рынке есть разработчики, которые с этим постепенно справляются. В их числе и наша компания. 

— Можно ли сказать, что главным трендом сегодня по-прежнему является переход к импортозамещению?

— На мой взгляд, этот термин уходит в прошлое. На текущий момент правильнее говорить о технологическом суверенитете или технологическом лидерстве внутри страны. Ведь речь идет не о замещении, а о создании своих собственных компетенций, новых технологий, о разработке новой функциональности — в соответствии с нашей политико-экономической ситуацией и законодательством. И даже больше — о нашем собственном независимом развитии, которое покрывает все потребности по обеспечению информационной безопасности. 

— Существует мнение, что инциденты, побуждающие компании заниматься инфобезопасностью, и постоянно меняющиеся требования законодательства — два основных и принципиально разных драйвера рынка. Согласны с этим?

— Знаете, раньше можно было купить продукт исключительно для комплаенса (тут подразумевается соблюдение правовых норм. — Прим. ред.), положить его на полку и продолжать использовать зарубежные решения. Теперь же любые заказчики, в том числе государственные учреждения, понимают, что они сами отвечают за свою безопасность, поэтому должны приобретать и внедрять работающие решения. Перед инженерами по ИБ стоят принципиально новые задачи, и они разрабатывают действительно востребованные концепции безопасности.

Самое сложное сегодня — противостоять целенаправленным атакам. Так, например, неуклонно растут масштабы атак, связанных с социальной инженерией, то есть с человеческим фактором. Чтобы от этого защититься, требуется целый арсенал решений и определенная экспертиза, в том числе и соответствующая квалификация самих пользователей. 

Поэтому мы, разработчики, стараемся предложить своим клиентам такие продукты, которые комплексным образом решают вопросы безопасности, а вместе с ними также предоставляем определенные услуги, включая обучение. Все это в комплексе существенно повышает уровень защиты организаций.

От экспертизы до обучения: что такое экосистема UserGate

— Можно ли простыми словами описать ту функциональность, которую вы предлагаете заказчикам? 

— Исторически наш основной продукт — это поколения NGFW. Он несет ключевую базовую функциональность — контролирует интернет-трафик, обеспечивая безопасный доступ в глобальную сеть, защиту от различных видов атак, анализ трафика, управление трафиком, а также позволяет применять гранулярные пользовательские политики. Таким образом реализуется безопасность интернет-соединения нашего заказчика, и могу отметить, что это серьезный, высокий уровень безопасности.

В числе других наших продуктов следует упомянуть SIEM — систему управления событиями ИБ, позволяющую анализировать и расследовать инциденты безопасности, и WAF — межсетевой экран для веб-приложений, сайтов и API, отвечающий за защиту тех сервисов компаний, которые публикуются в интернете. Помимо этого, естьClient — продукт, который позволяет применять политики безопасности на компьютерах пользователей внутри корпоративных сетей. Также у нас имеются специальные разработки для промышленных компаний, например для сектора АСУТП. 

Совокупность всех наших продуктов, то есть вся наша экосистема, называется UserGate SUMMA.

Кроме программных средств и программно-аппаратных комплексов, которые мы поставляем, у нас имеются и собственные сервисы — мы предоставляем нашим заказчикам квалифицированную экспертизу и обучение по информационной безопасности.

— И как на практике реализуется такое обучение? 

— У нас есть отдельное подразделение, Академия UserGate (UserGate uAcademy). Там разрабатываются учебные курсы и система сертификации, которая подразумевает прохождение квалификационных тестов, экзаменов. Сейчас мы открываем очный учебный центр. Кроме того, готовим специалистов и через другие авторизованные учебные центры. Для этого обучаем тренеров, сертифицируем их, после чего они уже в других учебных центрах преподают курсы по нашим продуктам. 

Отдельного упоминания заслуживают программы для вузов, в которых ведутся занятия по использованию продуктов UserGate и даже существуют учебные классы, созданные при поддержке нашей компании. На днях мы вместе с ректором одного из ведущих технических вузов страны открыли еще один такой класс. 

— Многие компании опасаются внедрения новых систем или перехода на них. Можно ли протестировать решения UserGate до покупки? 

— Обычно любому большому проекту предшествует пилотный проект или тестовая инсталляция, и этим пользуются многие наши заказчики, особенно крупные. Некоторые проекты развиваются годами — заказчики внедряют решение, потом расширяют его, а начинается все с пилота. Тем, кто хотел бы самостоятельно поработать с продуктами, мы предоставляем тестовые версии, которые можно изучить, прежде чем перейти к приобретению.

Соответственно, в нашей компании есть подразделения, которые занимаются пилотными внедрениями. А когда заказчик приступает к промышленной эксплуатации продукта, его поддержкой занимаются уже другие подразделения. 

— Если клиент решил заменить свое ИБ-решение на вашу платформу, насколько сложным окажется переход?

— Да, нашим заказчикам часто приходится решать задачу переноса правил и настроек продуктов, которые они использовали ранее, на наши продукты. Чтобы облегчить этот процесс, мы разработали комплекс программных инструментов (конвертеров и т. п.), которые упрощают этот переход, делая его более гладким. 

— А насколько выгодна финансовая модель приобретения и использования решений UserGate?

— До последнего времени мы работали по стандартной модели, включающей продажу продуктов или подписок на продукты. Но на данный момент мы разрабатываем модель, аналогичную аренде или лизингу, которая позволит заказчикам получать наши продукты без первых платежей. Думаю, мы уже довольно скоро предложим ее рынку.

«Удовлетворять потребности заказчиков позволяет наш колоссальный опыт»

— Какую долю в общем объеме выручки компании занимает продажа решений, а какую — сервис? И как вы работаете с партнерами?

— В структуре доходов компании основное место занимают продажи продуктов. Сервисом мы занялись совсем недавно, так что его доля пока невелика, но стабильно растет.

В нашей сфере все продажи проходят через партнеров — у нас есть обширная сеть, в которой работают сотни дистрибьюторов. Оптимальная схема для нас — когда внедрение наших продуктов идет через квалифицированных партнеров-интеграторов. Среди них есть как компании широкого профиля, так и более узко сфокусированные, в частности специализирующиеся исключительно на информационной безопасности.

— Каким видите будущее продуктов UserGate? Учитываете ли запросы клиентов при разработке стратегии дальнейшего развития? 

— Продуктовая стратегия — это серьезный документ, который описывает наше видение, пути нашего развития, какие мы продукты разрабатываем, почему мы их разрабатываем. У нас сформирован определенный механизм, который позволяет нам начинать новые разработки. Когда внутри компании возникает какое-то предложение, оно проходит несколько стадий обсуждений и проверок. И если оно все это выдерживает, то переходит на этап разработки.

Безусловно, мы ориентируемся на наших заказчиков, поэтому собираем обратную связь. За последние семь-восемь лет у нас разобраны десятки тысяч кейсов с нашими пользователями. Это колоссальный опыт и колоссальная экспертиза, которые невозможно воспроизвести никак иначе. Именно это и позволяет создавать решения, которые удовлетворяют наших заказчиков. 

— А как бы охарактеризовали ближайшее будущее всего сервисного бизнеса UserGate? На что вы делаете упор: на его масштабирование или на совершенствование оказываемых услуг?

— Нас в первую очередь волнует качество предоставляемых услуг. Наш основной стимул — развитие экспертизы как на стороне заказчика, так и на своей. Пытаться масштабировать не слишком зрелую услугу было бы ошибкой, но, имея надежный сервис, можно уверенно продвигать его. К этому мы и стремимся.

Лично мне близко такое понятие, как «моральное превосходство». Это означает, что мы стараемся не просто воспроизводить некий стандартный набор функций — мы стремимся делать лучшие продукты. Для этого мы целенаправленно набираем «звезд», ищем таланты. 

Сейчас в нашей компании работает уже более 600 человек, большинство из них — технические специалисты, разработчики. Но мало найти лучших — важно, чтобы сама компания была интересна для таких талантливых людей.

Поэтому мы расширяем наше присутствие — за последние два-три года к офису на исторической родине нашей разработки в новосибирском Академгородке добавились и определяют ритм бизнес-жизни фронт-офисы в Москве, Хабаровске, Санкт-Петербурге, Томске, в столице Республики Беларусь Минске. Все они тщательно подобраны и открыты в том числе по принципу наличия в этих городах сильных научно-технологических школ, выпускающих высококвалифицированных инженеров-разработчиков. Кроме того, многие наши сотрудники работают удаленно, проживая в Воронеже, Казани, Ростове-на-Дону и других городах России. Так что мы не просто ищем самых способных — мы делаем все, чтобы им было интересно и комфортно у нас работать.

Могу уверенно говорить о том, что особенная философия строительства команд в UserGate притягивает настоящих профессионалов со всего рынка.

— И что же вы для этого предпринимаете?

— Стараемся развивать наших сотрудников, создавать среду, продуктивную для работы и реализации их способностей. У нас есть и различные системы внутреннего обучения. Это большая, системная и очень важная работа. Я думаю, это самое главное, что мы стараемся делать, — инвестировать в наших людей.

— Но, наверное, главное  это все-таки бизнес?

— Да, безусловно, мы коммерческая компания, но при этом единственной своей целью не объявляем только лишь зарабатывание денег. Фокус нашего внимания направлен на главную цель — защищать и обеспечивать безопасность информационных систем.

Наша цель — осмысленное развитие технологий информационной безопасности, посильное улучшение мира вокруг.

Наша миссия — защита цифрового пространства технологиями, которым доверяют без границ, и, чтобы ее реализовать, мы применяем к себе требование выполнять работу на исключительном профессиональном уровне.

У сотрудников должны гореть глаза не от того, что они помогают акционерам зарабатывать деньги, а от того, что их работа нужна многим людям. И наши коммерческие результаты должны как определять это, так и следовать из этого. В этом смысле мы перфекционисты  всегда стараемся доводить свою работу до совершенства и таким образом постепенно и неуклонно растем. 

Камилл Ахметов

Тематики: Безопасность

Ключевые слова: информационная безопасность, UserGate