Эмиль Надыров, InfoWatch: «Летняя школа преподавателей – наша инвестиция в развитие образования в сфере ИБ»

Эмиль Надыров, InfoWatch: «Летняя школа преподавателей – наша инвестиция в развитие образования в сфере ИБ»
Фото предоставлено пресс-службой InfoWatch
В августе 2025 года Академия InfoWatch выпустила первый поток Летней школы преподавателей – инициативы, направленной на повышение квалификации сотрудников вузов по DLP-системе InfoWatch Traffic Monitor и линейке InfoWatch ARMA. О предпосылках, итогах и перспективах этой программы ICT-Online.ru беседует менеджером проектов Академии InfoWatch Эмилем Надыровым.

Эмиль, расскажите, чем в целом занимается Академия InfoWatch, какие у нее направления деятельности?

– Ключевая задача Академии – удовлетворение потребностей наших технологических партнеров и клиентов в актуальной экспертизе по продуктам InfoWatch. Мы разрабатываем курсы по внедрению и использованию наших систем, проведению расследований, работе с инцидентами и другим компетенциям. Обучение проходит как в офлайн формате в нашем московском офисе, так и онлайн – в системе дистанционного обучения. Стоит отметить, что эти курсы заслуживают самых лучших оценок клиентов – об этом говорит их высокий индекс NPS. 

Отдельным направлением является академическое взаимодействие с вузами и колледжами. Академия InfoWatch помогает образовательным организациям

– подключать преподавателей к профессиональным сообществам,
– использовать лабораторные комплексы InfoWatch ARMA Education Lab и InfoWatch Traffic Monitor Education Lab в учебном процессе, чемпионатах и демонстрационных экзаменах,
– развивать материально-техническую базу с помощью образовательных лицензий и методических материалов.

Важно отметить наличие собственное национальной компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз ИБ», которая на сегодняшний день входит в демонстрационный экзамен в СПО и охватывает более 57 регионов РФ.

Это направление позволяет формировать отраслевой кадровый резерв и обеспечивать университетам доступ к современным практикам информационной безопасности.

Также совместно с HR-подразделением InfoWatch мы занимаемся обучением наших внутренних пользователей, помогаем коллегам структурировать информацию, необходимую для адаптации новых сотрудников и обеспечения актуальными знаниями существующих.

На данный момент мы структурируем деятельность Академии, вводим методологию управления проектами. Одним из результатов этой работы и стала Летняя школа преподавателей.

Кроме того, мы участвуем в мероприятиях, организуемых группой компаний InfoWatch. Например, на конференции BISSummit 2025 мы выступали с собственным стендом и предлагали гостям пройти интенсив: с помощью наших инструментов за 15-20 минут провести расследование инцидента и найти виновника.

За 2025 год обучение в Академии прошли более 500 слушателей, если считать представителей наших партнеров и заказчиков, а также участников Летней школы.

Менеджер проектов Академии InfoWatch Эмиль Надыров
Менеджер проектов Академии InfoWatch Эмиль Надыров
Фото предоставлено пресс-службой InfoWatch

Кто проводит обучение в Академии?

– Наши главные эксперты – это корпоративные тренеры InfoWatch, которые, помимо экспертизы по нашим продуктам, имеют еще и профильное образование. Они занимаются методической работой, проводят как офлайн-, так и онлайн-занятия, консультируют слушателей, принимают экзамены.

Как вы в целом оцениваете уровень подготовки преподавательского состава вузов в области ИБ? Почему им необходима поддержка таких вендоров, как InfoWatch?

– Мы в Академии провели собственное исследование и выяснили, что уровень подготовки преподавателей в области информационной безопасности неравномерный. Ведущие вузы обладают хорошей теоретической базой, но многие образовательные учреждения испытывают дефицит инструментов, которые можно применять для практической работы. К примеру, более 80% опрошенных нами преподавателей считают эффективным сотрудничество вузов с вендорами, но только треть из них делают это систематически. Также респонденты отмечают нехватку доступа к реальным инцидентам и рыночным кейсам, демонстрируют потребность в практических лабораториях и стажировках для студентов. Летняя школа преподавателей была призвана, в первую очередь, закрыть эти задачи.

Какие направления обучения включала в себя Летняя школа? Этот формат предполагал жесткий интенсив, или позволял сочетать обучение с отдыхом?

– Мы сформировали два трека. Первый – «Защита данных от утечек», изучение DLP-системы InfoWatch Traffic Monitor. На нем рассматривались принципы развертывания, администрирования и использования DLP, правовые и организационные аспекты защиты от утечек. Слушатели практиковались в проведении расследований по инцидентам, разработке и актуализации политик DLP.

Второй трек – «Защита ИТ-инфраструктуры от сетевых атак», изучение линейки продуктов InfoWatch ARMA. В нем рассматривались такие темы, как настройка и администрирование комплекса InfoWatch ARMA Industrial FireWall, назначение и возможности функции обнаружения вторжений (IDS/IPS), нормативно-правовые аспекты, разработка и реализация правил межсетевого экрана, проведение расследований с использованием правил корреляции и системы InfoWatch ARMA Management Console.

Обе программы были довольно насыщенными, при этом у преподавателя была возможность выбрать как один трек, так и оба, с учетом своих интересов и свободного времени. Обучение длилось 55 календарных дней, суммарная нагрузка по двум трекам составляла 130 академических часов. Мы предупреждали о том, что даем возможность обучаться по обоим направлениям одновременно, но каждому нужно рассчитывать силы самостоятельно. С другой стороны, лекции, экспертные вебинары и консультации были доступны как онлайн, так и в записи. Жестких дедлайнов не было, курс можно было проходить в спокойном темпе, при необходимости возвращаясь к уже пройденному материалу.

В чем преимущество такого формата, как Летняя школа?

– Во-первых, Летняя школа –  это не разовый интенсив, а полноформатная программа повышения квалификации в удобном онлайн-формате. Обучение длится 55 дней, все материалы и записи доступны в единой LMS-системе: там преподаватели видят календарь мероприятий, проходят курсы, смотрят записи вебинаров и отслеживают свой прогресс.

Во-вторых, мы совмещаем теорию, практику и живое общение с экспертами. Участники проходят два тематических трека - по защите данных от утечек и защите ИТ-инфраструктуры, работают с лабораторными комплексами InfoWatch ARMA Education Lab и InfoWatch Traffic Monitor Education Lab, получают временные лицензии и выполняют практические задания. Параллельно мы провели 7 экспертных вебинаров и 10 регулярных консультаций, где разбирали реальные кейсы и отвечали на вопросы.

В-третьих, формат Летней школы строится вокруг сообщества. Для участников мы создали отдельный Telegram-канал и бота: через них преподаватели задают вопросы, делятся опытом, договариваются о совместных активностях. По итогам первого потока у нас сложилось активное профессиональное сообщество, которое продолжает жить и после завершения обучения.

И, наконец, важное преимущество – документальный и практический результат. Преподаватели не только получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца, но и забирают с собой методические материалы, доступ к лабораторным решениям и готовые сценарии занятий, которые можно сразу встроить в учебные планы своих вузов.

Существовал ли конкурсный отбор в Летнюю школу? Какой был конкурс?

– При отборе заявок на обучение в Летней школе мы руководствовались определенными критериями. Во-первых, преподаватель должен был вести одно из трех направлений: информационной безопасности, компьютерной информационной науки или информатики и вычислительной техники. Еще одно условие – чтобы учебное заведение было основным местом его работы: для этого мы запрашивали соответствующую справку.

Во-вторых, кандидатам необходимо было заполнить анкету, посвященную их текущей деятельности и мотивации. В ней были, например, вопросы о том, сколько студентов преподаватели выпускают в год, по каким специальностям, какие материалы и методики у них уже внедрены, какая материально-техническая база у них есть, как они планируют внедрять наши материалы в случае успешного прохождения обучения.

В итоге из более чем 230 заявок мы одобрили 147. Из них 110 человек выбрали трек «Защита ИТ-инфраструктуры от сетевых атак», 135 – трек «Защита данных от утечек». Таким образом, большинство выбрали два направления сразу.

Какие были квалификационные экзамены, выпускные работы?

– У слушателей были промежуточные и итоговое тестирования. На каждое из них давалось строго по три попытки. Дополнительно можно было выполнять лабораторные работы, но это не было обязательным условием.

По результатам обучения удостоверения о повышении квалификации получили на треке «Защита ИТ-инфраструктуры от сетевых атак» 50 человек, а на треке «Защита данных от утечек» – 78 человек.

Как обучающиеся могли взаимодействовать с преподавателями, тренерами, если им нужно было что-то уточнить, получить совет?

– Вопросы, возникающие у слушателей, мы собирали в системе дистанционного образования и в специальном Телеграм-канале, после чего аккумулировали их и дважды в неделю, по пятницам и средам, проводили общие консультации. Такая схема позволила экспертам заранее готовить развернутые ответы, а также дополнительные материалы и презентации. Чтобы продемонстрировать, какая масштабная работа была ими проделана, могу сказать, что одна из презентаций состояла из 30 слайдов.

Также в Телеграм-канале регулярно выходили посты, где мы делились дополнительными знаниями, а участники Летней школы могли общаться между собой, обсуждать материалы, договариваться о встречах.

Помимо новых актуальных компетенций, какие преимущества после прохождения Летней школы получили преподаватели, а также вузы, где они работают?

– Каждому, кто успешно прошел Летнюю школу, мы выдали фирменный сертификат InfoWatch и удостоверение о повышении квалификации – это не просто «корочки», а важные документы, имеющие вес на рынке. У участников также остались пакеты методических материалов, с помощью которых они могут совершенствовать учебные программы своих вузов. У них сохранился доступ к сообществу преподавателей в Телеграм, где так же можно обмениваться опытом.

Кроме того, InfoWatch стремится расширять сотрудничество с образовательными учреждениями страны. И если в вузе появляется преподаватель, который успешно завершил обучение по нашим продуктам, мы с большей уверенностью можем приходить туда с предложениями о партнерстве.

Наконец, всем участникам Летней школы по запросу мы предоставляли бесплатные лицензии на специальные образовательные продукты: InfoWatch ARMA Education Lab и InfoWatch Traffic Monitor Education Lab. Это лабораторные комплексы, которые соответствуют требованиям образовательных стандартов, позволяют преподавателям применить на практике полученные знания – от установки систем до проведения расследований. Они могут использоваться на экзаменах и в олимпиадах. По итогам Летней школы мы выдали вузам 55 лицензий на эти продукты.

А какая польза от Летней школы для самой компании InfoWatch?

– Летняя школа – это наша инвестиция в развитие кадрового резерва российской системы образования в сфере ИБ, а также в целом отрасли ИБ. Ведь каждый квалифицированный преподаватель может подготовить десятки и сотни молодых специалистов, которые в дальнейшем профессионалами в области защиты информации.

Также благодаря этому проекту InfoWatch расширяет экосистему партнерских образовательных учреждений, собирает обратную связь для совершенствования программ обучения, а также, конечно, повышает узнаваемость бренда.

Состоится ли Летняя школа преподавателей в следующем году?

– Средняя оценка удовлетворенности преподавателей обучением в Летней школе InfoWatch составила 4,78 из 5. Вместе с тем, многие отмечали, что материал слишком сложный для них, особенно если до этого они не были глубоко погружены в эту тематику. Безусловно, на первом потоке мы оттачивали некоторые наши решения, способы коммуникации, собирали отзывы и предложения. Мы надеемся, что в следующем году Летняя школа состоится, и в этот раз слушателей ожидают масштабные изменения. Это означает, что в 2026 году мы будем ждать как новых участников, так и тех преподавателей, кто по каким-то причинам не смог пройти нынешнее обучение до конца. Могу уверить, что им не будет скучно, – их ждут переработанные и дополненные программы.

Программное обеспечение InfoWatch регулярно обновляется, совершенствуется. На мой взгляд, Летняя школа – это отличный способ для преподавателя актуализировать знания и повысить экспертизу в области ИБ.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Кадры, Безопасность

Ключевые слова: информационная безопасность, кадры, InfoWatch