– Ирина, какими цифровыми инструментами располагает сегодня HR в ИТ-компаниях, есть ли здесь специфика, отличия от компаний других секторов?
– HR в ИТ-компаниях, так же, как и в других отраслях, использует инструменты для автоматизации задач управления персоналом – это управление зарплатами, системы автоматизации процессов рекрутинга и управления обучением и развитием сотрудников, внутренние порталы для развития корпоративной культуры.
Отличие от других секторов заключается в необходимости адаптироваться к коммуникации с удаленными сотрудниками, так как удаленная работа активно распространяется прежде всего в ИТ-отрасли. Поэтому в первую очередь внедряются системы для формального взаимодействия с сотрудниками, такие как КЭДО (системы кадрового документооброта), а также активно развиваются внутренние порталы и социальные сети, которые дают возможность сотрудникам неформально общаться в онлайн пространстве, используя портал, как площадку для нетворкинга и общения в группах по интересам.
Head of HR департамента по работе с персоналом компании BSS Ирина Фролова
Фото предоставлено компанией BSS
– Кого можно назвать цифровыми помощниками HR-специалистов, какие участки работы им обычно делегируют, а какие все же выполняет только человек?
– Сейчас активно распространяется практика использования цифровых помощников и искусственного интеллекта в автоматизации HR-процессов.
Одно из основных направлений для использования нейросетей в HR – рекрутмент. ИИ может анализировать резюме, проводить первичные интервью и давать оценку кандидатам. Это удобно для компаний с массовым подбором. Но в любом случае при оценке личностных качеств и соответствии корпоративной культуре без человеческого участия не обойтись.
В процессах адаптации активно используются чат-боты, во внутренних системах коммуникаций искусственный интеллект помогает отслеживать настроение сотрудников, цифровые помощники участвуют в оценке производительности сотрудников, отслеживании присутствия и отсутствия на рабочем месте – это уже активно применяющиеся в работе инструменты, которые будут распространяться.
Начинают появляться инструменты для оценки текущих скиллов сотрудников, разработки планов индивидуального развития и рекомендаций по обучению сотрудников.
Практика только зарождается, поэтому делегирование цифровым помощникам происходит аккуратно, с контролем со стороны человека. Человеческий фактор остается ключевым для понимания корпоративной культуры компании, для управления коммуникациями с сотрудниками и принятия стратегических решений.
– Как можно автоматизировать процесс испытания соискателей на хард- и софт-скиллы?
– Автоматизация софт- и хард-скилов активно используется уже сейчас с помощью онлайн тестов, квизов, проектных заданий. Но большинство этих заданий помогает оценить навыки только на первоначальном этапе, понять кандидату, какой запрос у работодателя по уровню владения теми или иными навыками. Не только работодатели используют ИИ, но и кандидаты могут привлекать цифровые инструменты для прохождения тестов, поэтому участие человека на последующих этапах собеседования является очень желательным.
На данном этапе все инструменты оптимизируются, закрываются возможности для использования смекалки кандидатами, в ближайшем будущем ожидаются все более качественные инструменты оценки навыков.
– Расскажите о решениях и проектах вашей компании в этом направлении.
– В нашей компании мы активно используем цифровые инструменты для формальной и неформальной коммуникации с сотрудниками, смотрим в сторону развития чат-ботов и использования искусственного интеллекта для автоматизации процессов рекрутинга, изучаем тенденции рынка и открыты для использования новых цифровых инструментов, доказавших свою эффективность в ИТ-отрасли.
– Какие еще цифровые инструменты могли бы повысить эффективность работы HR, как скоро можно ожидать их широкое применение?
– Любые инструменты, нацеленные на оптимизацию и повышение эффективности HR-процессов: централизованные базы управления персоналом, отслеживающие и автоматизирующие каждый жизненный цикл сотрудника в компании от найма до увольнения; автоматизация HR-аналитики; централизация и интеграция больших объемов данных HR.
– Как сейчас, по вашей оценке, развивается этот сегмент в России, в частности, и с точки зрения импортозамещения? Какие тренды вы бы отметили, какие перспективы видите?
– Сегмент цифровизации и искусственного интеллекта в России развивается активно, его влияние на рынок труда и управление персоналом растет. Импортозамещение в этой области становится актуальным, так как российские компании стремятся внедрять технологии для оптимизации всех HR-процессов.
В ближайшие годы ИИ будет все больше интегрироваться в процессы управления персоналом, включая планирование персонала, управление проектами и анализ производительности. Это открывает новые возможности для компаний, которые нацелены на оптимизацию своих HR-процессов и повышение эффективности работы с персоналом.
– Большое спасибо за беседу!