— Константин, по вашей оценке, насколько успешно проходит миграция на отечественное ПО, с какими задачами уже справились большинство компаний, а в чем возникают сложности? Какие компании лидируют, какие в отстающих и почему?
— Сегодня в целом по стране переходом на отечественное ПО занимаются крупные коммерческие и государственные компании, где во многом применяется административный ресурс, также мигрировать пытается малый и средний бизнес, но в большинстве случае руководство таких организаций старается оставить все, как есть, чтобы сильно не расходовать бюджет на подобные преобразования.
Среди большого количества компаний особое внимание уделяется импортозамещению офисных настольных систем, почтовых сервисов, систем командной работы (мессенджеры, таск-трекеры, проектная работа и т.д.). И здесь российским разработчикам есть что предложить. Если мы говорим про тяжелые корпоративные решения, которые должны заместить системы типа SAP, Oracle, какие-то нишевые (еще и сильно кастомизированные) решения, которые уже много лет присутствуют на рынке РФ, то в данном случае миграция происходит сложнее, так как аналогов на нашем рынке не так много.
Технический эксперт, руководитель проектов RAMAX Group Константин Оноприенко
Фото: RAMAX Group
— В каких случаях при миграции особенно часто происходит реинжиниринг ИТ-решений, какие результаты это приносит?
— Если ИТ-решение построено на базе ПО западных компаний и является очень кастомизированным, а сами процессы сложные и разветвленные, то зачастую проще все перестроить заново «с чистого листа». Безусловно, это довольно крупные бюджеты, но в данном случае полностью устраняются риски дальнейшей эксплуатации, нектонтролируемой с точки зрения обновлений, вендорской поддержки, информационной безопасности, лицензионных рисков комплексной системы. Либо можно «есть слона по частям» и, если ситуация и требования позволяют это сделать, — выполнять реинжиниринг последовательно, внедряя актуальные на сегодня технологии и разнообразные инфраструктурные решения. При этом в процессе аудита может оказаться, что некоторые процессы просто не нужны, но за них платятся деньги. То есть это еще и способ определенной бюджетной экономии.
— Поделитесь опытом вашей компании.
— ГК РАМАКС принимает самое активное участие в проектах импортозамещения и реинжиниринга. К таким примерам можно отнести миграцию почтовой системы Microsoft Exchange на VK WorkMail, ERP SAP на комплекс решений от российских вендоров для крупной транспортной компании. В нашем портфеле отечественных ERP-систем – 1С, «Галактика» и система Global. Подход ГК РАМАКС позволяет предоставлять заказчикам второе мнение относительно продуктов, существующих на рынке, и помощь в построении комплексной ИТ-архитектуры, к которой они привыкли. Мы также применяем отечественные облачные технологии для реализации широкого круга проектов: от мобильных приложений до крупных бизнес-приложений.
— Какие интересные проекты в области миграции на отечественное ПО и реинжиниринга можно ожидать в ближайшем будущем? В чем изменятся эти процессы, сохранится ли их скорость, значение?
— Важно, что в процессе реализации проектов импортозамещения накапливается серьезный опыт решения небанальных задач. Также возникает определенная гибкость в использовании тех решений, которые пока еще приходится использовать в силу разных причин. Считаю, что скорее всего ситуация не поменяется в ближайшее время радикально, все истории с импортозамещением — это устоявшийся тренд, а глобальная цель при этом — формирование суверенитета России в области информационных технологий. И чем раньше возникнет комплекс решений, заменяющих все ключевые западные технологии — тем лучше. Инновации обеспечиваются за счет запуска ИТ-стартапов, которые разрабатывают решения во всем спектре современных ИТ-трендов — это ИИ, нейросети, платформенные решения, финтехи, облачные решения, продукты информационной безопасности.
— Большое спасибо за беседу!