– Михаил, как вы оцениваете уровень цифровизации и проникновения новых ИТ-технологий в медицине в 2023-2024 году? Что удается хорошо, а что с трудом?
– Цифровизация и новые ИТ-технологии активно проникают в медицину. Достаточно сказать, что сейчас в государственных и частных медицинских учреждениях, аптечных сетях, в том числе и в региональных министерствах здравоохранения, быстрыми темпами идет автоматизация взаимодействия с пациентами с использованием речевых технологий и искусственного интеллекта (ИИ). Мы видим массовый запрос на внедрение чат-ботов, голосовых роботов, речевой аналитики – это наш собственный опыт внедрения интеллектуальной диалоговой системы. Например, коллеги региональных министерств здравоохранения живо интересуются возможностью автоматизировать социально-значимую линию 122 – установить интеллектуального помощника для обработки наиболее популярных входящих запросов: запись на прием, вызов врача на дом, перенос записи, запись к конкретному врачу и многое другое. Благодаря проактивной позиции регионов решения быстро внедряются и выводятся на обслуживание граждан. При этом необходимо дальнейшее активное изменение и доработка функционала информационных региональных систем, чтобы роботы могли получать новые возможности для обслуживания пациентов, облегчения и улучшения взаимодействия.
Руководитель проектов департамента голосовых технологий компании BSS Михаил Гончарук
Фото: BSS
– Какие особенно интересные инновации появились, как скоро они станут широкодоступными?
– Если говорить о речевых технологиях в медицине, то сейчас большую популярность набирают исходящие роботизированные компании. Голосовой помощник приглашает на диспансеризацию, уточняет о записи на прием и т.д. Они уже сейчас доступны, и я знаком с несколько регионами, где этот функционал широко используется.
Кроме того, все активнее начинают использоваться генеративные нейросети, большие языковые модели (LLM), технология RAG. Мы уже применяем их для обслуживания клиентов. Все это позволяет совершенствовать роботизированное взаимодействие с клиентами, делать его более персонифицированным, предугадывать потребности и предлагать новые возможности, сервисы и продукты. Использование этих технологий приобретает все более массовый характер и в горизонте 2-3 лет они станут применяться повсеместно.
– Расскажите о наиболее интересных продуктах и проектах вашей компании в этом направлении.
– Мы активно развиваем нашего робота для автоматизирования медицинской линии. В решение добавили перечень готовых моделей распознавания и классификации, готовые входящие и исходящие сценарии, отчеты и различные голоса робота. Кроме этого, мы разработали несколько уникальных модулей, такие как модуль распознавания адресов и модуль нечеткого поиска абонента по ФИО. Самые активные регионы, с которым мы работаем - это Тула, Мурманск, Башкирия, Рязань. Дополнительно уточню, что робот устанавливается в закрытый контур организации и не требует подключения к Интернету.
Благодаря вышеуказанному готовому решению, коллегам удалось автоматизировать порядка 70 % входящего трафика без задействования операторов.
– Как проходит импортозамещение в этом сегменте, удалось ли справиться с последствиями ухода западных ИТ-решений?
– Мы особо не почувствовали на себе последствия ухода, так как на рынке речевых решений в России исторически преобладали отечественные продукты. Наше решение – это российская разработка, и мы конкурировали и конкурируем с такими же российскими разработками.
– Исходя из вашего опыта, на чем сейчас необходимо сделать упор при внедрении ИТ в медицине, в каком направлении двигаться, к чему стремиться?
– Упор необходимо делать на понимании и определении того, какую ценность несет новое решение/технология для конечных потребителей. Клиентоцентричность здесь во главе угла. Также важно обеспечить необходимыми человеческими и физическими ресурсами на местах для развития уже внедренных решений. Речевые решения, как и любые другие ИТ-решения, требуют постоянного развития. Только так оно будет эффективно выполнять свои задачи и удовлетворять заказчика и его клиентов.
– Большое спасибо за беседу!