— Олег, как вы считаете, со скольки лет можно начинать обучение ИТ, в каком возрасте к каким ИТ-направлениям может проявиться склонность, способность осваивать азы? Какие серьезные ИТ-навыки можно получить в дошкольных организациях, компьютерных школах, Кванториумах и т.д.?
— Я не уверен, что имеет смысл «учить ИТ с детства» в том виде, в каком мы это понимаем сегодня. Можно в 7-10 лет собрать робота – это весело, интересно, развивает логику. Но если думать стратегически, то через 10-15 лет ИТ станет настолько обыденным, что специальные знания просто не понадобятся.
Вы же не учитесь с детства пользоваться молотком или кофеваркой. Вы просто берете и пользуетесь, когда это нужно. Так и с ИТ. Сегодня мы еще «пишем код», «разбираемся в архитектуре», «настраиваем модели», а завтра все это будет происходить внутри «черного ящика». Код будет писать код, ИИ-агенты будут собирать других ИИ-агентов. Разработчики будут все меньше вмешиваться в рутину, так как она просто автоматизируется.

Советник генерального директора Content AI Олег Сажин
Фото: Content AI
Поэтому я считаю, что не нужно с раннего возраста отправлять детей в компьютерные школы за «серьезными» навыками, потому что к их 20 годам актуальные сегодня знания и инструменты устареют. Куда важнее учить детей думать, задавать правильные вопросы, воспитывать в них гибкость ума, любознательность и умение учиться.
Не менее важно развивать широту мировоззрения – как в детском саду, так и в вузе. В XX веке самые прорывные открытия случались как раз на стыке разных дисциплин – в биофизике, биохимии, физической химии, компьютерной лингвистике. Это не случайность. В МГУ, например, студенты естественно-научных факультетов обязаны изучать гуманитарные дисциплины и сдавать по ним экзамены. И наоборот. Это дает гибкость мышления, умение «переключаться» в совершенно другую область с непривычными подходами к решению задач. Именно такое «перекрестное опыление» порождает светлые идеи. Ведь ИИ – это в первую очередь инструмент. И чтобы применять его правильно и эффективно, нужно хорошо знать предметную область, в которой вы его используете. Программировать скоро будет уметь любой, но понимать, зачем и как применять ИИ в медицине, образовании, юриспруденции или логистике – вот где будет настоящая ценность. Поэтому вместо того чтобы узко «натаскивать» детей на ИТ, лучше дать им возможность заглянуть в разные миры – науку, искусство, технику, языки. Потому что именно оттуда приходят самые сильные решения.
— Есть ли у ИТ-специалистов, которые начали учиться ИТ в детстве, преимущества перед теми, кто начал путь в ИТ позже — с колледжа или вуза? Как к такому образовательному бэкграунду относятся эйчары?
— Реальные преимущества, на мой взгляд, не в том, что человек в 10 лет выучил какой-то конкретный язык программирования, а в «насмотренности» и отсутствии страха. Тот, кто с детства возился с кодом, роботами и всевозможными конструкторами, воспринимает технологии не как магию, а как инструмент с определенной логикой работы. У него уже на уровне интуиции есть понимание, как все устроено внутри, а в голове – каталог ошибок, тупиковых путей и, что важнее, – способов их обойти. Это как знание города, в котором вы выросли: вы можете не помнить названия всех улиц, но вы точно знаете, куда свернуть, чтобы объехать пробку. Человек, позднее вошедший в эту сферу, подходит к задаче более теоретически и боится что-либо сломать. Тот, кто начинал с игрушек, – уже ломал, чинил, и для него это естественный процесс.
В крупных ИТ-компаниях давно перестали смотреть на дипломы как на единственный критерий. Опыт, подтвержденный реальными проектами, участиями в хакатонах – это крутой бонус. Он показывает страсть и инициативу, а это ценится выше, чем пятерка в дипломе. С другой стороны, «поздний» специалист часто приносит с собой опыт из другой области, что может дать нестандартный взгляд на проблему. В итоге HR-менеджер смотрит на совокупность факторов, где ранний старт – весомый, но не единственный плюс.
— Каким критериям должна соответствовать образовательная организация для дошкольников и младших школьников, чтобы ее можно было рекомендовать как первую ступень для ИТ-обучения?
— Идеальное место – это то, где ребенку просто разрешают с интересом исследовать. Главный критерий, который я бы выделил, – это атмосфера, в которой технологии становятся естественным продолжением детского любопытства и игры.
В такой организации на первом месте стоит развитие определенного образа мышления. Дети должны сталкиваться с задачами, которые учат их логике, последовательности действий и поиску решений. Часто это можно делать без экранов, через те же конструкторы, головоломки или ролевые игры. Очень важно, чтобы занятия давали ощущение созидания. И, конечно, в современном мире ценность представляет умение работать вместе. Хорошо, когда дети в процессе обучения учатся не только самостоятельно решать задачки, но и договариваться, делиться идеями и сообща искать ответ. Все вместе это создает ту самую среду, которая не учит, а увлекает. А именно увлеченность в итоге и рождает самых сильных профессионалов.
— Большое спасибо за беседу!