- Роман, расскажите о low-code и no-code в работе банка. В каких случаях такие методы разработки применяются, в чем их плюсы для банка, когда они наиболее эффективны?
- Сфера применения ИТ-решений в банках настолько обширна, что можно найти самые разные кейсы, но не все они показательны. Опыт банков интереснее рассматривать на примере сложных и масштабных задач, потому что в более простых ситуациях разница с другими отраслями будет не так заметна.
Также стоит оговориться, что low-code/no-code подход к разработке может лежать как в основе концепции какого-то решения, так и быть реализован в отдельных его инструментах. Последний случай не стоит принимать во внимание, так как для производителей такого ПО упоминание low-code – это, скорее, маркетинговый ход.
Если сфокусироваться на более сложных и масштабных задачах, то no-code для них не пригоден в принципе. Чем выше уровень абстракции, тем больше ограничений на реализацию требований, которые не заложены в базовые возможности платформы.
Бизнес-партнер компании «ЛАНИТ – Би Пи Эм» (входит в группу ЛАНИТ) Роман Почиталкин
Low-code активнее применяется в ситуациях, где универсальности его инструментов достаточно для закрытия основных потребностей бизнеса, а ограничения не являются серьёзным препятствием.
В качестве примера можно привести BI-платформы и платформы для CRM/ECM/ERP/SRM-систем. Чем меньше специфических требований предъявляет бизнес при решении типовых задач, тем больше возможностей у производителей low-code платформ по созданию удобных инструментов. И тем меньше смысла для бизнеса изобретать велосипед, создавая собственные решения. Как минимум, time-to-market – это тот параметр, с которым собственной разработке сложнее всего конкурировать с решениями высокой степени готовности.
- Какие минусы для банка несет применение low-code и no-code, в каких случаях эти методы разработки не могут быть применены в банке?
- Главным минусом назвал бы зависимость от вендора – его ценовой политики, стратегии развития и поддержки продукта. В остальном, говорил бы не столько о минусах, сколько об ограничениях. И тут важно понимать, что low-code платформы сами по себе более тяжеловесны. Там, где для решения задачи достаточно написать пять строчек кода, при применении low-code может быть использован готовый компонент, который реализован пятьюдесятью строчками, потому что ему необходимо уметь обрабатывать ситуации, которые не нужны вам, но потенциально могут понадобиться другим клиентам. По этой причине важно максимально использовать стандартные возможности платформы, избегать кастомизации и тщательно проверять её соответствие нефункциональным требованиям.
- Используется ли вашей компанией low-code и no-code при работе с клиентами из банковской сферы? Какие проекты были таким образом реализованы?
- Мы создаём системы корпоративного класса с широким функционалом и очень серьёзными требованиями к производительности. И если для разработки высоконагруженных систем рассматриваем только классическую разработку и открытые технологии, то в ряде случаев, где важно было получить бизнес-результат в сжатые сроки, а дальнейшая стратегия развития системы укладывалась в возможности платформы, мы использовали low-code. Например, за четыре месяца с нуля был реализован и выведен в промышленную эксплуатацию процесс ипотечного кредитования для банка из ТОП-10. Также мы разрабатывали кредитные конвейеры корпоративного бизнеса, CRM-системы, автоматизировали процессы юридического департамента. Примеров достаточно много. При этом, очень важно понимать – независимо от того, будет ли разработчик писать код или использовать визуальный конфигуратор, качество финального решения будет зависеть от его грамотного проектирования. Это сможет сделать только квалифицированная команда разработчиков во главе с архитектором.
- Какие еще методы разработки используете, на каких участках они пересекаются с low-code и no-code?
- У нас был интересный опыт участия в проектах по реализации концепции безбумажного банка. Обычно каждое подразделение кредитной организации использует свою систему, у которой есть собственное хранилище документов (или изолированный раздел в общем хранилище). В итоге копия паспорта клиента хранится и у подразделения, которое занимается картами, и у ипотечного бизнеса, и у инвестиционного. Это создаёт целый ряд сложностей как для банка, так и для клиента. Чтобы решить проблему, нужно было создать единое хранилище и научить подразделения обмениваться информацией о документах в процессах обслуживания клиентов. Поскольку внедрение требовалось провести быстро, а также иметь возможность максимально безболезненно изменять процессы в будущем, для автоматизации процессов была выбрана low-code платформа. Приём и обработку событий обеспечивала «шина», реализованная на открытых технологиях, для базы данных документарных операций было выбрано специализированное ПО. Это хороший пример, когда в проекте задействованы несколько технологий и каждая используются по своему прямому назначению.
- Как вы оцениваете перспективы применения low-code и no-code в банковских структурах?
- Не вижу перспектив для широкого применения no-code на текущем этапе эволюции этих решений.
Low-code будет применяться там, где зрелость решений соответствует запросам бизнеса. При этом потребность в квалифицированных ИТ-специалистах не уйдёт даже при использовании low-code платформ, так как бизнес-пользователям можно будет делегировать только несложные задачи, не требующие специальных знаний.
- Большое спасибо за беседу!