– Юлия, какие изменения в законодательстве в 2023 году, связанные с ЭП, можно назвать особенно важными и почему?
– Главные изменения законодательства в 2023 году произошли в 63-ФЗ, регулирующем применение электронных подписей. Ключевое нововведение регламентирует использование машиночитаемых доверенностей (МЧД) в ЭДО. У сотрудников с правом подписи после 1 сентября 2023 года есть возможность получить КЭП только с привязкой к физлицу (кроме руководителей организаций), то есть для подтверждения полномочий на подписание документов от имени организации к такой КЭП требуется прикладывать МЧД. Если ЭП была получена до 1 сентября текущего года, ее применение будет легитимно до 31 августа 2024 года, либо до момента истечения срока ее действия, в зависимости от того, что наступит раньше. Для КЭП, выданных руководителю юридического лица, использование МЧД по-прежнему не требуется.
Также была внесена поправка, позволяющая руководителям филиалов иностранных компаний получать квалифицированные сертификаты в УЦ ФНС России.
Старший аналитик компании SL Soft (входит в ГК Softline) по продукту «Цитрос ЮЗ ЭДО» Юлия Ворожбицкая
Фото: SL Soft
Еще одно важное изменение - это возможность признания иностранных ЭП на основании соглашений между участниками электронного взаимодействия, за исключением госорганов. Ранее требовалось международное соглашение или договор для признания легитимности и действительности ЭП, теперь же ситуация стала гораздо проще, что послужит драйвером развития трансграничного ЭДО.
Кроме того, в этом году законодательно закрепилась возможность выдачи аккредитованными удостоверяющими центрами (АУЦ) сертификатов сроком действия не менее 12 лет (по просьбе заявителя).
– Какие технологии, связанные с ЭП, появились / получили существенное развитие в 2023 году?
– Появились сервисы для работы с «мобильной» электронной подписью (типа «Госключ», Sign.Me и прочее), развиваются различные сервисы ФНС по работе с МЧД.
– Расширился ли круг пользователей ЭП, если да, то за счет чего это произошло?
– Да, основной катализатор увеличения количества пользователей электронной подписи - перевод делопроизводства в различных областях в электронный вид, чему способствовали пандемия и рост числа удаленных сотрудников. Яркие примеры - перевод кадрового документооборота работодателя с сотрудниками в электронный вид (КЭДО) и переход на электронные больничные листы.
В этом году с введением нормы по применению МЧД сотрудники с правом подписи документов от имени организации выпускают ЭП на себя как на физлицо, без привязки к компании. Такую ЭП они могут использовать, в том числе, и в своих целях, при этом для подписания документов от юридического лица требуется МЧД. При увольнении сотрудника МЧД отзывается, но ЭП продолжает действовать, и использовать ее можно также в своих целях или для работы в другой организации. Это в определенном смысле формирует культуру применения ЭП не только в рабочей сфере, что является драйвером расширения числа пользователей ЭП.
– Как эти изменения отражаются на работе российских производителей и интеграторов, участников рынка СЭД/ЕСМ?
– Массовый переход на удаленную работу увеличил спрос на мультиплатформенность и мобильные приложения, поддерживающие возможность применения ЭП. Наблюдается уверенная тенденция к переходу от автоматизации базовых задач документооборота к созданию интегрированных законченных функциональных решений. Конечно, стала более ярко выражена потребность в реализации импортозамещающих и импортонезависимых СЭД/ECM-решений, поддерживающих работу с различными видами ЭП, так как в 2022 году после введения рядом стран санкций против России многие западные вендоры покинули российский рынок. Соответственно, спрос на отечественные продукты со стороны коммерческих организаций при выборе или замене поставщика СЭД/ECM-решений стал выше.
Обязательность использования МЧД позволила многим поставщикам развернуть отдельные продукты или сервисы в уже существующих продуктах. Обострилась потребность в сохранении юридической значимости документов, которые перевели в электронный вид, на протяжении длительного срока хранения.
– Приведите примеры из деятельности вашей компании.
– Продукты «Цитрос» от компании SL Soft относятся к сфере электронного документооборота, поэтому сейчас мы активно развиваем функции по работе с МЧД, разрабатываем сервисы по «ухаживанию» за электронными подписями документов и самими электронными документами при длительном архивном хранении для поддержания их юридической значимости.
– Ваши прогнозы относительно развития и применения ЭП в нашей стране.
– В ближайшем будущем у каждого работающего человека будет ЭП, а у некоторых - несколько. Мы увидим рост применения именно мобильных электронных подписей. Внедрение МЧД приведет к созданию классификатора полномочий на подписание тех или иных документов для автоматизации проверки легитимности подписи. И, вероятно, что в скором времени использование ЭП в межстрановом обмене документами получит достаточную регламентацию и нормативную базу, и трансграничный ЭДО укрепится в практике российского бизнеса.
– Большое спасибо за беседу!