Мнения других игроков отечественного рынка системной интеграции см. в материале «Интеграция-2016: на пороге нового времени»
- Александр, с какими основными предварительными итогами компания завершает год, какие у вас были основные события и проекты?
- Мы устойчиво растем по основным направлениям бизнеса, и особенно убедительно - по облакам и услугам. Вообще наши заказчики широко используют сервисы техподдержки и аутсорсинга, но дополнительный импульс для роста этих сервисов дает неидеальная ситуация в экономике, когда у клиентов есть потребность оптимизировать расходы и сосредоточиться на более важных для бизнеса направлениях.
Директор по продажам управления сервисов ГК Softline Александр Рожков
Что касается облаков, то их рост двигает тенденция перехода от капитальных затрат к операционным, которая на ИТ-рынке ощущается повсеместно: чтобы использовать те или иные сервисы, ресурсы и оборудование, не обязательно ими владеть. Если говорить о техподдержке - ее рост происходит благодаря оптимизации ИТ-бюджетов клиентов. С одной стороны, возможности заказчиков вкладываться в запуск новых ИТ-проектов сейчас несколько ограничены. Закупки оборудования и ПО под эти проекты требуют существенно более убедительной аргументации, чем раньше. И старт дают только тем проектам, запуск которых положительно повлияет на бизнес заказчика. С другой стороны, клиенты продолжают финансировать поддержку той инфраструктуры и информационных систем, которые уже обеспечивают бизнес предприятия. Запросов на такие проекты становится все больше, эта тенденция сохранится как минимум несколько лет. Мы следуем за трендом и усиливаем департамент технической поддержки Softline.
Любопытная тенденция – переход услуг по поддержке инфраструктуры и аутсорсинга вообще в новые области. Например, в облака. Скажем, заказчик покупает у Softline облачную инфраструктуру (IaaS), развертывает на ней свое решение и самостоятельно его обслуживает. Техподдержка движется в сторону аутсорсинга облачных ИТ-проектов клиента – даже если он построил эти проекты самостоятельно. Таким образом, структурное подразделение, которое раньше было сугубо сервисным, трансформируется в сервисно-продуктовое. Эта тенденция прослеживается практически повсеместно. В ближайшие пару лет нет никаких предпосылок разворота или «схлопывания» этого тренда.
- Какие рыночные тренды продемонстрировал этот год? Как вы на них отрегировали?
- Тематику импортозамещения мы прекрасно понимаем и наблюдаем значительный интерес к ней со стороны заказчиков – особенно государственных и окологосударственных структур, которым задача перехода на отечественные ИТ-решения поставлена в директивном порядке. Вместе с тем, тема импортозамещения нередко ставит заказчиков перед производственной дилеммой. С одной стороны, им нужно переходить на отечественное ПО, потому что таковы директивы. С другой стороны, информационные системы на отечественном ПО и «железе» обязательно должны работать - таково требование их бизнес-заказчиков. Чтобы понимать, насколько заказчику реально заместить инфраструктуру и ПО отечественными разработками, мы проводим аудит его программных и аппаратных активов и помогаем понять, где стратегия импортозамещения сработает, где есть риски при внедрении российских решений, а где переход вовсе невозможен.
Несколько иначе обстоит ситуация с импортозамещением по направлению информационной безопасности. Вызвано это наличием российских вендоров, способных побороться за пальму первенства с лидерами мирового рынка ИБ-решений. В результате получается, что заказчики сами выбирают российские решения, не испытывая дискомфорта от принуждения к использованию того или иного решения. Если в прошлом году количество тематик, по которым российские вендоры были среди лидеров, оставалось достаточно ограниченным, то в этом году линейка серьезно расширилась, в том числе за счет таких тематик, как защита от направленных атак, защита АСУ ТП и многих других.
Еще одна тенденция минувшего года – приземление готовых ИТ-продуктов, созданных для решения определённых задач, на другие предметные области. У Softline в этом отношении есть хороший опыт, связанный с прикладным применением решений IT Service Management (ITSM). Изначально ITSM – это информационная система для службы service desk, которая служит для приема заявок от пользователей по поводу работы ИТ-оборудования или ПО. В каждом таком решении заложена оптимальная методология и собраны лучшие практики. Мы «приземляем» их на другие области – на работу бухгалтерии, на административно-хозяйственный отдел, на HR, логистику и так далее. Например, крупный производитель FMCG-товаров автоматизировал с помощью ITSM обработку договоров с контрагентами. Таких проектов все больше, их ценность хорошо понимается бизнес-заказчиками – теми самыми CxO, где вместо x можно поставить любую букву (CIO – директор по ИТ, CFO– финансовый директор и т.д.). В ряде компаний мы налаживаем работу таких ИТ-систем для нескольких департаментов и при этом взаимодействуем с ними напрямую, а не через CIO, как это было раньше.
- Какие технологические тренды, с вашей точки зрения, закрепились в этом году?
- Я бы не стал разделять тренды на технологические и все остальные, поскольку рынок будет меняться не только и не столько благодаря технологиям, сколько благодаря моделям потребления. Например, тенденция «чтобы пользоваться, не обязательно владеть» привела к появлению услуги Hardware-as-a-Service (HaaS), по которой заказчикам предоставляется ИТ-оборудование. Но если вернуться к вопросу о технологиях, то свое уверенное шествие по рынку продолжат облака, сетевые технологии, интернет вещей, а также решения по защите информации, в том числе в индустриальном секторе.