По его словам, развитие отрасли тесно связано с внедрением искусственного интеллекта. В ближайшие два года в фокусе будут автоматизация документооборота и клиентских коммуникаций, внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС), а также генеративного ИИ для управления перевозками.
В среднесрочной перспективе — от трех до пяти лет — в России появятся умные транспортные хабы – аэропорты, порты, железнодорожные узлы – и произойдет интеграция транспорта и инфраструктуры в единый цифровой контур. Ключевым трендом также станет массовое применение ИИ для обеспечения безопасности движения и развитие ассистентов для оперативного планирования движения.
Однако технологические сдвиги уже сегодня способствуют росту эффективности и прозрачности логистических процессов и заметно улучшают качество предоставляемых услуг. Сергей Голицын привел примеры ИИ-решений от ИТ-холдинга Т1, доказавших свою ценность в масштабных пилотах и в рамках промышленных запусков в различных транспортных компаниях. Их используют для оптимизации порожнего пробега вагонов, прогнозирования пассажиропотока, автоматизированного приема и обработки данных с сенсоров для проверки грузов, для создания интеллектуального помощника, с которым сегодня можно общаться голосом.
«Логистика — это настоящая лаборатория для ИИ. Те продукты, которые мы разрабатываем для железнодорожников, востребованы в портовых комплексах, для управления складами, просто для составления производственных расписаний, где для каждой единицы техники и человека будут прописаны динамические, максимально эффективные маршруты. Все эти системы уже сокращают время и трудоемкость операций, снижают уровень ошибок, делают транспортную отрасль прозрачнее и эффективнее для бизнеса и конечного клиента», — отмечает Голицын.
Однако в ближайшее время темпы внедрения будут немного снижены. Как подчеркнул Сергей Голицын, российский рынок ИИ вошел в двухлетний период замедления, который в 2027 году сменится стадией опережающего роста. К тому моменту объем рынка увеличится с нынешних 88 млрд рублей до 138 млрд рублей. Причина такого охлаждения заключается, прежде всего, во временном сокращении ИТ-бюджетов компаний и в переходе к взвешенной инвестиционной политике.
Несмотря на внешние вызовы и рост стоимости внедрения инноваций, Сергей Голицын выделяет четыре фактора успеха, которые повышают отдачу от инвестиций:
«Вау-эффекты, связанные с магией ИИ, ушли в прошлое. Бизнес все чаще использует прагматичный подход: инвестиции оправданы — внедряем, если нет — откладываем. Во многом это результат возросшей вовлеченности топ-менеджмента и понимания, что представляет из себя искусственный интеллект на практике», — отметил Сергей Голицын.