Планируемые частоты для спутниковой связи на транспорте оказались недоступны

Фото freepik.com
Государственная комиссия по радиочастотам (ГРКЧ) не смогла предоставить частоты для терминалов спутниковой связи, которые находятся в движении и направлены на российские спутники на негеостационарной орбите. Положительное решение могло бы облегчить разработчикам НГСО-систем адаптацию к стандартным требованиям.

ГКРЧ выступила с инициативой создать рабочую группу для рассмотрения вопроса использования полос радиочастот Ku-диапазона и Ka-диапазона абонентскими земными станциями, работающими через космические спутниковые системы типа "Экспресс-РВ", "Скиф" и "Рассвет" на негеостационарной орбите и фиксированной спутниковой службы. Соответствующее решение госкомиссии было опубликовано на сайте Минцифры. В рабочую группу войдут представители Минцифры, Роскомнадзора, ФСО, Минобороны, госкорпорации "Роскосмос", НИИР и операторов указанных выше спутниковых систем. Отчет по данной теме комиссия должна получить не позднее четвертого квартала 2024 года.

Проект решения ГКРЧ предусматривал выделение частот для соответствующих целей. Согласно материалам к заседанию комиссии, Всемирная конференция радиосвязи в 2023 году приняла решение о выделении частот 17,7-18,6 ГГц, 18,8-19,9 ГГц, 19,9-20,2 ГГц (космос – Земля) и 27,5-29,1 ГГц и 29,5-30 ГГц (Земля – космос) воздушным, морским и наземным станциям, находящиеся в движении, которые взаимодействуют с негеостационарными космическими аппаратами фиксированной спутниковой службы, и определила условия такого использования.

Однако в резолюции всемирной конференции отсутствуют положения о регуляторных и технических условиях использования подвижных сухопутных земных станций. Защита наземных служб от помех со стороны сухопутных земных станций была отнесена к вопросам национального регулирования местными властями.

Стоит отметить, что в материалах ГРКЧ подчеркивалась необходимость России в широкополосной спутниковой связи и высокоскоростном доступе в интернет с малой задержкой информации, не достижимой в геостационарных спутниковых сетях. Кроме того, комиссия указывала на важность предоставления современных услуг высокоскоростной спутниковой связи пассажирам транспортных средств, находящимся в движении, в интересах социальных служб и для развития общей информационной инфраструктуры. Это также будет иметь положительный эффект для развития национальных проектов в сфере негеостационарные системы спутниковой связи («Экспресс-РВ», «Скиф» и «Рассвет»). Госкомиссия выступала за введение в России упрощенного порядка частотного обеспечения для применения радиоэлектронных средств как стационарных приемо-передающих земных станций, так и земных станций, находящихся в движении, которые используются в качестве абонентского оборудования в спутниковых негеостационарных системах фиксированной спутниковой службы.

Госкомиссия намеревалась выделить неопределенному кругу лиц полосы частот 10,7-12,75 ГГц, 17,7-18,6 ГГц, 18,8-1,3 ГГц, 19,7-20,2 ГГц (космос – Земля) и 12,75-13,25 Гц, 14-14,5 ГГц, 27,5-28,0525 ГГц, 28,445-29,0605 ГГц, 29,5-30 ГГц (Земля – космос) для абонентских земных станций, находящихся в движении, с целью обеспечения их взаимодействия с комическими станциями российских спутниковых систем фиксированной спутниковой службы на негеостационарной орбите (НГСО ФСС).

Также планировалось выделить неопределенному кругу лиц полосы радиочастот 12,75-13,25 ГГц (Земля – космос), 14-14,5 ГГц (Земля – космос) и 10,7-12,75 ГГц (космос – Земля) для абонентских земных станций, работающих по технологии VSAT, которые взаимодействуют с космическими станциями российских спутниковых систем НГСО ФСС.

Однако, при этом комиссия предполагала ввести ряд ограничений. В частности, весь трафик, формируемый любыми типами абонентских земных станций, работающих через спутниковые системы НГСО ФСС на территории под юрисдикцией России, включая территориальные воды и национальное воздушное пространство страны, должен проходить через станцию сопряжения, находящуюся на территории РФ, непосредственно по радиоканалу между указанной станцией и российской орбитальной группировкой спутниковых систем НГСО ФСС.

Кроме того, эксплуатация любых типов абонентских земных станций, работающих с российскими спутниковыми системами НГСО ФСС, должна осуществляться под управлением и мониторингом Центральной земной станции данной спутниковой системы, которая обеспечивает постоянный контроль всех действующих абонентских земных станций в системе НГСО ФСС. Так, Центральная станция может управлять параметрами излучения земных станций и даже отключать их.

По замыслу ГРКЧ подвижные абонентские земные станции разрешено использовать только на средствах железнодорожного, автомобильного и водного (морского и речного) транспорта и на воздушных судах. При этом любые типы абонентских земных станций, работающих посредством спутниковых систем НГСО ФСС, не должны использоваться в качестве единственного средства связи для построения сетей, предназначенных для обеспечения безопасности человеческой жизни.

В комиссии уточнили, что подвижные абонентские земные станции на воздушных судах допускается использовать в РФ только во время полетов воздушных судов по разрешенным трассам и не должны использоваться на этапах взлета, захода на посадку и при посадке воздушных судов любого типа. В случае выявления вредных радиопомех, создаваемых любыми типами абонентских земных станций, оператор НГСО ФСС и пользователи станций исключить все помехи или снизить их до приемлемого уровня, вплоть до полного выключения абонентских земных станций.

Напомним, что в 2018 году госкомиссия выдавала разрешение на использовать частоты в диапазонах 29,5 – 30 ГГц (Земля – космос) и 19,7 – 20,2 ГГц (космос – Земля) – для подвижных земных станций спутниковой связи, осуществляющих обмен данными с геостационарными спутниками, относящимися к фиксированной службе связи. В настоящее время речь идет о спутниках, работающих на негеостационарных орбитах.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: ГКРЧ, регулирование, радиочастоты, спутниковая связь