Нововведения позволят выявлять антирыночные действия и картельные соглашения крупных маркетплейсов и агрегаторов. Теперь федеральный закон (ФЗ) № 135 "О защите конкуренции" обращает прямое внимание на цифровые платформы и фиксирует, что им нужно соблюдать антимонопольное законодательство.
Закон вводит запрет на злоупотребление доминирующим положением маркетплейсами и агрегаторами в случаях, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, и их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд руб.
Задача государства - следить за работой маркетплейсов и агрегаторов и вовремя пресекать нарушения. Представитель пресс-службы ФАС рассказал, что нововведения дадут возможность быстрее защищать права потребителей: "Подход "пятого антимонопольного пакета" ускоряет работу службы по расследованию антимонопольных дел. Теперь закон отражает специфику анализа рынка в отношении агрегаторов и маркетплейсов с учетом характера их деятельности, степени влияния и воздействия на рынок, в том числе, с помощью сетевых эффектов - свойства рынка, которое повышает привлекательность товара с ростом количества его потребителей".
Так, например, ранее ФАС России в 2021 г. оштрафовала сервис для бронирования отелей Booking.com на 1,3 млрд руб. за злоупотребление доминирующим положением на российском рынке. Компания навязывала гостиницам, отелям и хостелам условия договора о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен и номеров, а также условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей. Из-за этого гостиницы не имели возможности установить в других каналах продаж цену на свои услуги ниже, чем на Booking.com.
В январе 2023 г. штраф в размере 1,2 млрд руб. получила американская корпорация Apple. Она навязывала российским разработчикам платежный инструмент компании при создании приложений на iOS.
С учетом подписания "пятого антимонопольного пакета" выявление нарушений станет оперативнее. Кроме того, компании должны будут согласовывать с ФАС сделки на цифровом рынке свыше 7 млрд руб.
Корреспондент ComNews обратился за комментариями по поводу усиления контроля работы цифровых площадок в пресс-службы крупных маркетплейсов: Ozon, Wildberries, "Яндекс.Маркет" и "Сбермегамаркет". Однако, представители маркетплейсов не ответили на запрос ComNews.
Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский объяснил, кто получит больше выгоды от "пятого антимонопольного пакета": "В предлагаемом пакете мало конкретики. В зависимости от того, какие будут приняты дополнительные нормативы, он может положительно повлиять на маркетплейсы и опыт потребителей, отрицательно или вообще не повлиять. Для российского рынка на данный момент характерно отсутствие денег у потребителей (все находятся в режиме экономии), крайне дорогое финансирование для бизнеса и сужение выбора предлагаемого на рынке товара. В создавшихся условиях вполне понятно желание маркетплейсов зарабатывать больше при одновременном снижении накладных расходов, а этого они могут добиться в том числе за счет перекладывания расходов на продавцов товаров (селлеров). Никакое регулирование им это не помешает сделать. Для решения сложившегося узла проблем надо увеличивать доходы населения и снижать стоимость торгового финансирования для компаний. Пока мы не видим ни того, ни другого".
Павел Королев