Глава 1. Игроки балансируют на грани
Эксперты и игроки рынка телекома считают, что важно соблюсти баланс интересов - чтобы и клиент мог платить по счетам, и оператор не остался в убытке. Аналитик IKS-Consulting Максим Савватин подтвердил, что сегодня мы наблюдаем первые шаги экономического кризиса, который постепенно нарастает. Поэтому оператором придется приспосабливаться к новым условиям. «Похожая ситуация складывалась в 2009 году, когда была острая фаза предыдущего кризиса, - прокомментировал он. - Сегмент В2В сильнее всего страдает от падения экономики. Прежде всего компании урезают затраты на услуги, которые не являются необходимыми. В этой ситуации услуги сотовой связи - не самые необходимые для крупных компаний. Безусловно, бюджеты на эти цели будут сокращаться. Либо уменьшатся лимиты, либо компании полностью откажутся от услуг корпоративной мобильной связи».
Здесь можно провести аналогию с 2009 годом, когда компании урезали бюджет на услуги связи. Однако эксперты считают, что кризис кризису рознь и события могут развиваться теперь совершенно по другому сценарию. «Сейчас кризис нарастает не так резко, как пять лет назад, - рассказал Максим Савватин. - Все компании по-разному его переживают. В первую очередь страдают компании, которые связаны с импортом, представители туристической отрасли, строительные фирмы. Ритейл в меньшей степени, но тоже страдает. В этих отраслях снижается потребление услуг. От снижения стоимости нефти пострадают нефтеперерабатывающие компании. В результате мы увидим динамику сокращения телеком-рынка в сегменте B2B. В сегменте В2G (сегмент госпредприятий) мы давно наблюдаем падение рынка. Малый бизнес достаточно гибкий, его представители пользуются частными или наиболее экономичными тарифами»
Есть ряд компаний, для которых связь – это не роскошь, а необходимость. За них и будут бороться операторы, предлагая различные решения. «Учитывая, что курсы валют выросли, операторы будут терять чистую прибыль, - сообщил Максим Савватин. - Каким-то образом им придется компенсировать убытки. Игроки рынка будут искать баланс спроса и предложения. Работать себе в убыток никто не будет, но и отключать крупного корпоративного клиента, который снижает затраты, тоже неправильно. Операторы будут идти на компромисс, особенно, если речь идет о крупных компаниях, где большое количество sim-карт и интернет-портов».
Аналитик IKS-Consulting Максим Савватин:
"Сегмент В2В сильнее всего страдает от падения экономики"
Глава 2. «Ростелеком» и АКАДО поддержат малый бизнес
Идею разумного баланса интересов поддержали и представители телекома. «В сложившейся непростой экономической ситуации в стране сложно говорить о снижении тарифов в сегменте B2B, - прокомментировала руководитель направления департамента внешних коммуникаций ОАО «Ростелеком» Инна Губарева. - Однако с учетом того, что именно корпоративные клиенты - наиболее высокодоходный сегмент, «Ростелеком» предлагает им выгодные условия для сотрудничества: специальные предложения по стоимости услуг в зависимости от их объема, нестандартные технологические решения, которые соответствуют всем требованиям клиента, но при этом позволят сэкономить. Таким образом, при работе с корпоративными клиентами используется индивидуальный подход, цель которого сохранить лояльность клиента и увеличить объем потребляемых услуг».
Операторы, обслуживающие корпоративных клиентов, нередко руководствуются одним из правил рынка: «оптом» услуга дешевле. То есть можно приобрести пакет услуг на длительный срок со скидкой. К пример, «Ростелеком» в Москве предоставляет скидки для клиентов федерального пакетного предложения «Бизнесу быть!», которое включает наиболее востребованные услуги - телефонию и Интернет - для малого и среднего бизнеса (SMB) по выгодным тарифам. Основная «формула» пакета такова. Клиент приобретает Интернет и телефон сроком не менее чем на 6 месяцев и получает за это скидку на установочный платеж до 70% и на ежемесячные платежи от 10 до 20% в зависимости от региона обслуживания.
«Ростелеком» предоставляет пакетные предложения для малого бизнеса
«Традиционно «Ростелеком» ассоциируется с масштабными проектами и заказчиками, - пояснил начальник отдела внедрения продуктов в каналы продаж ОАО «Ростелеком» Яков Менделеев. - Но для нас очень важно поддерживать и SMB-сегмент, которому приходится сегодня сталкиваться с серьезными вызовами. Мы не меняем условий нашего специального пакета «Бизнесу быть!», все наши скидки и предложения продолжают действовать». В рамках пакетных предложений «Бизнесу быть!» существует возможность подключить ряд дополнительных услуг, которые недоступны клиентам стандартных тарифных планов. Во-первых, пакеты голосовой связи 300, 600 и 2000 минут для звонков по России через восьмёрку (звонки на мобильные и междугородные номера телефонов). Во-вторых, «Интерактивное ТВ» с возможностью публичной трансляции каналов от 350 рублей в месяц. Покупка пакета подразумевает заключение единого договора, что упрощает взаимодействие абонента с оператором.
Примечательно, что малый бизнес операторы называют перспективным сегментом. «В условиях непростой ситуации на валютном рынке Московская телекоммуникационная корпорация (торговая марка «АКАДО Телеком») делает все возможное, чтобы в секторе B2B для действующих клиентов сохранить стоимость услуг на прежнем уровне, несмотря на возрастающие затраты на оборудование и сетевую инфраструктуру, - прокомментировали в пресс-службе «АКАДО Телеком». - Это касается сегмента SOHO (от английского Small office/home office — «малый офис/домашний офис», категория бизнеса, где компания включает в себя от 1 до 10 сотрудников — прим. ред.), в котором мы видим большой потенциал развития и который активно развиваем. В сентябре прошлого года мы представили для SOHO выгодное комплексное предложение. К новым клиентам «АКАДО Телеком» применяет индивидуальный подход, учитывая тот факт, что многие компании сегодня сокращают затраты и поэтому не готовы платить большие деньги за услуги связи. В нынешних экономических условиях для нас важно сохранить абонентскую базу».
Глава 3. «МегаФон» разделит служебное и личное
В условиях кризиса руководство компаний (особенно крупных) старается проследить, чтобы сотрудники не пользовались корпоративной связью или Интернетом в личных целях. И на этот случай игроки рынка придумали ряд опций. Как пояснила пресс-секретарь ОАО «МегаФон» Алия Бекетова, для оптимизации затрат у корпоративных клиентов компания «МегаФон» предлагает ряд решений. «Программа «Анализатор счета» помогает детально проанализировать счет за услуги связи, с разделением их на служебные и личные, - сообщила Алия Бекетова. – «Персональный бюджет» - это инструмент, позволяющий регулировать бюджет на связь, не превышая лимит, установленный компанией. По программе «Скидка за стаж» предоставляется скидка от 20%. Несмотря на название, снижать величину начислений можно с первого дня подключения. Эти предложения помогут регулировать бюджет на связь и снижать свои затраты с первой минуты разговора. Также по условия многих корпоративных тарифов сотрудники могут совершенно бесплатно общаться внутри домашнего региона, как, например, в рамках тарифа «Корпоративный безлимит S 500».
Персональный бюджет от «МегаФона»: корпоративная связь только для дела
Как сообщили в компании, также корпоративные клиенты могут подключать своих родных и близких к специальной программе «Наши Люди», позволяющей получить более выгодный тариф с дополнительным пакетом услуг, сокращая таким образом расходы на связь. Данная программа в условиях оптимизации затрат компаний позволяет ее внештатным сотрудникам пользоваться корпоративными предложениями.
Глава 4. «ВымпелКом» оптимизирует затраты
Различные антикризисные решения операторов мобильной связи строятся на строгом учете всех расходов. К примеру, клиентам предлагают различные сервисы, которые позволяют контролировать, как используют рабочее время, а также средства на корпоративную связь и Интернет сотрудники компании.
В пресс-службе оператора «большой тройки» «ВымпелКома» (бренд «Билайн») рассказали, в данный момент оператор предлагает корпоративным клиентам различные возможности для оптимизации затрат на услуги связи и возможности для повышения эффективности бизнес-процессов. Во-первых, это предсказуемые и контролируемые расходы. К ним относятся тарифные планы линейки «Все для бизнеса». За фиксированную абонентскую плату клиент получает пакет необходимых сервисов. Линейка тарифов «Все для бизнеса» позволяет подобрать индивидуальный объем сервисов в зависимости от потребностей каждого сотрудника. Это позволяет оптимизировать бюджет и четко планировать расходы на связь.
«ВымпелКом»: линейка тарифов «Всё для бизнеса» помогает оптимизировать расходы
Кроме того, оператор предлагает тарифные планы для мобильного Интернета линейки «Форсаж». В абонентскую плату включены различные объемы интернет-трафика. Как пояснили в пресс-службе, таким образом клиенты застрахованы от перерасходов. Кроме того, возможность сотрудникам получать доступ к почте и иным корпоративным ресурсам с мобильных устройств положительно влияет на их производительность.
Во-вторых, оператор предлагает различные программы лояльности. Например, это программа «Стаж в Вашу пользу», благодаря которой можно получить скидку до 35% на обслуживание при условии долгосрочного сотрудничества с «ВымпелКом». «Не стоит забывать, что заключение корпоративного договора позволяет организации отнести затраты на связь к производственным расходам предприятия, и таким образом дополнительно экономить на налогах до 30,2%», - напомнили представители оператора.
В-третьих, оператор предлагает решения для управления корпоративной связью. Услуга «Интрасеть» позволяет создать корпоративную телефонную сеть на основе мобильных телефонов. Услуги «Поиск» и «Компас» позволяют сделать прозрачным процесс перевозок и логистику, что актуально для транспортных и логистических компаний. Услуга «Управление мобильными устройствами (MDM)» нужна для контроля рабочего времени и использования служебного оборудования по работе. Услуга «Мобильный бюджет» позволяет организации разделить с сотрудниками расходы на сотовую связь. «В условиях кризиса важно не просто оптимизировать расходы, в том числе и на связь, но и найти новые пути решения для успешного развития бизнеса, так как кризис – это еще и время новых возможностей, - прокомментировали в пресс-службе компании «ВымпелКом». - В нашем портфеле большое количество услуг, которые востребованы корпоративным сегментом для повышения эффективности в различных областях бизнеса».
Глава 5. Orange Business Services: ставка на крупный бизнес и облачные решения
Некоторые операторы сегодня делают ставки на крупных корпоративных клиентов с большими бюджетами. Для работы с этим сегментам нужен и индивидуальный подход, и новые технологические решения, а не просто повышение цен. «Безусловно, непростая экономическая ситуация отразилась на всех, - пояснила директор по маркетинговым коммуникациям Orange Business Services в России и СНГ Дарья Абрамова. - Многие компании отложили на неопределенный срок запланированные ранее проекты, многие сократили бюджеты. У Orange Business Services длительные партнерские отношения с заказчиками, иногда история сотрудничества насчитывает более 20 лет, поэтому независимо от сложившейся экономической ситуации мы поддерживаем бизнес наших клиентов и идем навстречу их пожеланиям. К каждому клиенту у нас индивидуальный подход и у каждого из них определенный перечень задач, которые мы оперативно решаем. Мы заметили увеличение количества крупных заказов. В текущей экономической ситуации компании обращают внимание на решения, позволяющие повысить эффективность организации и оптимизировать затраты. Например, серьезно возрос интерес к разного рода облачным решениям, так как они позволяют платить только за потребляемые ресурсы».
Директор по маркетинговым коммуникациям Orange Business Services
в России и СНГ Дарья Абрамова: "Сегодня возрос интерес к облачным решениям"
Orange Business Services предлагает различные услуги для бизнеса
Глава 6. MANGO OFFICE формирует пакетные предложения
Облачные решения для сокращения расходов предлагает провайдер облачных бизнес-коммуникаций MANGO OFFICE. «Мы работаем над специальными пакетными предложениями для клиентов, во время кризиса это особенно актуально, - сообщил генеральный директор MANGO OFFICE Дмитрий Бызов. - Эти предложения рассчитаны на решение задач, свойственных компаниям того или иного типа. Они позволят нашим клиентам получить оптимальное для них решение по более выгодной цене. Отмечу, что цены наших облачных сервисов невысоки даже в масштабах малых предприятий. Снижая их, мы лишь незначительную уменьшаем статью расходов компании. Поэтому, даже более важно в наших пакетных предложениях то, что они представляют собой готовые решения понятных бизнес-задач – это избавляет клиента от необходимости вникать в технические детали продукта».
MANGO OFFICE предлагает Виртуальные АТС как для небольших, так и для компаний
Как отметил Дмитрий Бызов, в целом антикризисная политика компании направлена не на снижение цен, а на то, чтобы вооружить клиентов инструментами для преодоления кризиса. «Основные задачи, которые можно решить с помощью наших коммуникационных сервисов – оптимизация расходов, увеличение эффективности работы персонала, повышение продаж и лояльности клиентов, - сообщил Дмитрий Бызов. - Так, отделы продаж снижают количество пропущенных вызовов, увеличивают конверсию звонков в сделки. Службы поддержки сокращают для клиентов время ожидания на линии, повышают скорость и качество обслуживания. Территориально распределенные предприятия экономят на внутренней связи и обслуживании телеком-инфраструктуры. Сложная экономическая ситуация заставляет многие компании более внимательно отнестись к эффективности и продуктивности работы. Мы предлагаем инструменты, которые в этом помогают».