Например, ТЗ на разработку приложения.
Понимание бюджета. Когда нужно создать цифровое решение, не сразу понятно, сколько за него придется заплатить. В ТЗ описывают требования и определяют целевой продукт — веб-сайт, мобильное приложение, онлайн-сервис для оформления заказа или портал для работы, а также его подробный функционал. Это нужно, чтобы более точно определить сроки, необходимый размер команды, этапы разработки и бюджет.
Упорядочивание информации. Требований к цифровому продукту может быть десяток — форма, содержание, функциональность, механика, дизайн. За это отвечают разные отделы: от разработки до аналитики и коммерции. Чтобы все требования к продукту выполнялись и не терялись, нужен единый документ, который их агрегирует — техническое задание.
Определение компетентности подрядчиков. Клиент должен быть уверен в разработчиках. Структурированное и комплексное техническое задание — один из показателей того, что компания, которая берется за дело — это надежные специалисты, понимающие, что они делают. Техзадание помогает понять компетентность и надежность подрядчика.
Клиент может прийти с готовым техзаданием или обратиться к компании-разработчику с пожеланиями, которые они соберут в единое ТЗ.
Клиент приходит с ТЗ. У такого метода есть преимущество — заказчик знает свой бизнес от А до Я, понимает цели, задачи и инструментарий. Тогда логично прийти с готовым ТЗ, а компания его изучит, оценит сроки и бюджет. Если условия устраивают заказчика, то подписывается договор и начинается работа.
Техзадание не обязательно должно быть формальным или составленным по определенному плану. Это могут быть свободные формулировки, в которых закреплены основные требования и пожелания. Их можно описать в product vision.
Разработчики пишут ТЗ. Способ тоже хорош: у разработчиков больше опыта в создании ТЗ, они знают, какие особенности учесть, потому что разработали сотни сайтов, приложений, сервисов, порталов.
Чтобы ИТ-компания создала чёткое и понятное техническое задание, обе стороны должны работать в тандеме. Задача компании — погрузиться в операционные процессы бизнеса и особенности продукта, изучить боли и интересы целевой аудитории, понять назначение создаваемого цифрового продукта. Задача клиента — максимально подробно отвечать на вопросы и предоставлять полную информацию. Обе стороны должны понять друг друга, чтобы создать полезный и эффективный продукт.
Можно, но лучше не стоит. И вот почему.
Шаблонов тысячи, на поиск подходящего под определенные задачи компании уйдет много времени. Также придется перечитывать сотни технических заданий, соотносить их с собственными требованиями, чтобы собрать по кусочкам что-то стоящее.
Каждое цифровое решение создают под определенную задачу. Не факт, что найденный шаблон универсален и поможет решить проблемы вашей компании. Они могут наоборот заставить потерять фокус и сделать абсолютно неподходящий продукт.
Шаблон не будет совершенным: там будет много лишних пунктов или не будет хватать обязательных блоков, без которых реализация проекта невозможна. Погружаться в техническую составляющую и переделывать чужие проекты в разы энергозатратнее и дороже, чем начинать с 0 свой. В работе с ИТ-компанией таких трудностей не будет: они напишут ТЗ и создадут продукт исходя только из задач вашей компании.
Создание технического задания — первый и обязательный шаг разработки. Чтобы он реализовался успешно, ИТ-команда должна подготовить вопросы для интервьюирования, а заказчик должен дать на них честные и полные ответы. Часто брифинг разбивают на несколько итераций из-за большого количества требуемой информации и сложности проекта. Основная цель этого этапа — выяснить цели, задачи, функциональность, требования и ожидания к цифровому продукту.
На основе собранной информации команда составляет техническое задание. У каждого отдела своя задача: сисадмин продумывает структуру проекта, техник собирает инструментарий для реализации, дизайнер создаёт визуал. После того, как каждый отдел проделал работу, команда показывает ТЗ клиенту, обсуждает и по необходимости вносит правки. Когда техзадание устраивает и заказчика, и исполнителя, можно начинать разработку.
Техзадание готовят те же специалисты, которые будут работать над проектом: аналитик, менеджер проекта, дизайнер, ведущий разработчик. Обычно для создания ТЗ нужно от полумесяца до двух, на срок влияет объём работы и сложность цифрового решения.