Что такое ТЗ на разработку: для чего нужно и кто его составляет

Техническое задание (ТЗ) — документ, в котором содержатся требования к проекту и его обязательные характеристики. Это важный инструмент при создании цифрового решения, который помогает разработчикам сделать продукт, соответствующий видению клиента.

Например, ТЗ на разработку приложения.

Чем помогает ТЗ клиенту

Понимание бюджета. Когда нужно создать цифровое решение, не сразу понятно, сколько за него придется заплатить. В ТЗ описывают требования и определяют целевой продукт — веб-сайт, мобильное приложение, онлайн-сервис для оформления заказа или портал для работы, а также его подробный функционал. Это нужно, чтобы более точно определить сроки, необходимый размер команды, этапы разработки и бюджет.

Упорядочивание информации. Требований к цифровому продукту может быть десяток — форма, содержание, функциональность, механика, дизайн. За это отвечают разные отделы: от разработки до аналитики и коммерции. Чтобы все требования к продукту выполнялись и не терялись, нужен единый документ, который их агрегирует — техническое задание.

Определение компетентности подрядчиков. Клиент должен быть уверен в разработчиках. Структурированное и комплексное техническое задание — один из показателей того, что компания, которая берется за дело — это надежные специалисты, понимающие, что они делают. Техзадание помогает понять компетентность и надежность подрядчика.

Кто должен составлять техзадание

Клиент может прийти с готовым техзаданием или обратиться к компании-разработчику с пожеланиями, которые они соберут в единое ТЗ.

Клиент приходит с ТЗ. У такого метода есть преимущество — заказчик знает свой бизнес от А до Я, понимает цели, задачи и инструментарий. Тогда логично прийти с готовым ТЗ, а компания его изучит, оценит сроки и бюджет. Если условия устраивают заказчика, то подписывается договор и начинается работа.

Техзадание не обязательно должно быть формальным или составленным по определенному плану. Это могут быть свободные формулировки, в которых закреплены основные требования и пожелания. Их можно описать в product vision.

Разработчики пишут ТЗ. Способ тоже хорош: у разработчиков больше опыта в создании ТЗ, они знают, какие особенности учесть, потому что разработали сотни сайтов, приложений, сервисов, порталов.

Чтобы ИТ-компания создала чёткое и понятное техническое задание, обе стороны должны работать в тандеме. Задача компании — погрузиться в операционные процессы бизнеса и особенности продукта, изучить боли и интересы целевой аудитории, понять назначение создаваемого цифрового продукта. Задача клиента — максимально подробно отвечать на вопросы и предоставлять полную информацию. Обе стороны должны понять друг друга, чтобы создать полезный и эффективный продукт.

Можно ли использовать готовый шаблон из Интернета

Можно, но лучше не стоит. И вот почему.

  1. Шаблонов тысячи, на поиск подходящего под определенные задачи компании уйдет много времени. Также придется перечитывать сотни технических заданий, соотносить их с собственными требованиями, чтобы собрать по кусочкам что-то стоящее.

  2. Каждое цифровое решение создают под определенную задачу. Не факт, что найденный шаблон универсален и поможет решить проблемы вашей компании. Они могут наоборот заставить потерять фокус и сделать абсолютно неподходящий продукт.

  3. Шаблон не будет совершенным: там будет много лишних пунктов или не будет хватать обязательных блоков, без которых реализация проекта невозможна. Погружаться в техническую составляющую и переделывать чужие проекты в разы энергозатратнее и дороже, чем начинать с 0 свой. В работе с ИТ-компанией таких трудностей не будет: они напишут ТЗ и создадут продукт исходя только из задач вашей компании.

Как создать техническое задание

Создание технического задания — первый и обязательный шаг разработки. Чтобы он реализовался успешно, ИТ-команда должна подготовить вопросы для интервьюирования, а заказчик должен дать на них честные и полные ответы. Часто брифинг разбивают на несколько итераций из-за большого количества требуемой информации и сложности проекта. Основная цель этого этапа — выяснить цели, задачи, функциональность, требования и ожидания к цифровому продукту.

На основе собранной информации команда составляет техническое задание. У каждого отдела своя задача: сисадмин продумывает структуру проекта, техник собирает инструментарий для реализации, дизайнер создаёт визуал. После того, как каждый отдел проделал работу, команда показывает ТЗ клиенту, обсуждает и по необходимости вносит правки. Когда техзадание устраивает и заказчика, и исполнителя, можно начинать разработку.

Техзадание готовят те же специалисты, которые будут работать над проектом: аналитик, менеджер проекта, дизайнер, ведущий разработчик. Обычно для создания ТЗ нужно от полумесяца до двух, на срок влияет объём работы и сложность цифрового решения.

Тематики: ПО

Ключевые слова: