Приказ ФАС, определяющий методику измерения уровня громкости рекламы, транслируемой на телеканалах, вступил в силу с 3 августа нынешнего года. Методика, разработанная ФАС, предусматривает, что громкость рекламы может превышать громкость прерываемых телепрограмм не более чем на 1,5 децибела. Данная методика разработана с целью исполнения поправок к Федеральному закону "О рекламе", вступивших в силу в мае. Под действие поправок подпадает не только коммерческая реклама, но и социальная, а также анонсы телепередач. Напротив, политическая реклама и предвыборная агитация законом "О рекламе" не регламентируются.
"До вступления в силу приказа ФАС №374/15, определившего методику измерения уровня громкости рекламы, антимонопольные органы были фактически лишены правового инструментария по выявлению нарушения в громкости звука рекламы в теле-, радиопрограммах, - пояснила репортеру ComNews заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. - В настоящий момент ФАС располагает и необходимой нормативной базой, и аппаратно-программным комплексом, позволяющим производить необходимые измерения".
"Программно-аппаратный комплекс "АСК-громкость", использование которого было утверждено приказом Росстандарта от 16 апреля, разработало для антимонопольной службы московское ООО "АСК Экспресс". Комплекс создан на средства участников рынка при участии Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Затраты на его разработку ФАС не раскрывает.
По словам академика Российской академии рекламы (входит в структуру АКАР) Вячеслава Черняховского, подобная методика по измерению громкости рекламы внедряется впервые. Практика и технология ее использования, как сообщил Вячеслав Черняховский, а также эффективность будут формироваться по мере применения. "Судить о ее достоинствах или недостатках можно будет только после анализа и синтеза результатов измерений громкости звука, которые в течение определенного периода времени проведут представители ФАС", - заметил в беседе с ComNews Вячеслав Черняховский.
Он сказал, что в случае успешной реализации данной методики ее можно будет оценить, скорее всего, положительно. "Но необходимо подождать результатов внедрения методики и первых протоколов измерений уровня громкости звукового сопровождения различных фрагментов - дорекламных, пострекламных и собственно рекламы или анонса). В любом случае, предлагаемая методика - попытка решить проблему, а не "заговорить" ее", - резюмировал Вячеслав Черняховский.
Татьяна Никитина сказала, что с момента вступления в силу поправок в ФЗ "О рекламе", регулирующих допустимый уровень громкости рекламы, ФАС еще не возбуждала дел по фактам совершения правонарушения. "На этой неделе, возможно, будет возбуждено первое дело в отношении одного из региональных телеканалов", - добавила Татьяна Никитина. О каком именно канале идет речь, она не уточнила.
В целом, как отметила Татьяна Никитина, большинство телеканалов ответственно подошли к исполнению норм о запрете превышения громкости звука рекламы и приняли необходимые технические меры для снижения громкости рекламных роликов.
По мнению генерального директора телекомпании "Первый ТВЧ" Николая Орлова, обсуждаемый приказ ФАС никак существенно на отрасль не повлияет. "Тем не менее, как и любая методика, эта имеет право на существование. Она дает базовый инструмент регулирующему органу для проверки жалоб зрителей на недобросовестных рекламодателей или вещателей. Однако алгоритмы проверки все еще требуют доработки и более жесткой стандартизации, чтобы правила игры были одинаковыми для вещателей и сотрудников ФАС", - считает Николай Орлов.
Например, как рассказал репортеру ComNews заместитель директора службы по контенту, исполняющий обязанности начальника отдела технического контроля телекомпании "Первый ТВЧ" Дмитрий Кашин, в методике не определен конкретный список приборов, которые ФАС будет использовать в своих измерениях. "Есть как минимум два класса приборов для этих задач: файловые анализаторы - Tektronix, Interra, или потоковые - Tektronix, Dolby. Несмотря на существующий стандарт измерения громкости (EBU-128), реализация этих алгоритмов и показатели LKFS/LUFS все еще могут отличаться в зависимости от типа контента. Таким образом, проверяемое СМИ оказывается в ситуации, когда у него нет возможности сделать аналогичную проверку на своей стороне, чтобы не допустить нарушения закона", - резюмировал Дмитрий Кашин.
Андрей Федосеев