Компания ФОРС – Центр разработки выступила генеральным подрядчиком этого сложнейшего и крупного по своим масштабам интеграционного проекта в период 2006-2007 г.г. При этом для выполнения отдельных видов работ Управление информатизации привлекло еще 9 ИТ-компаний – Энвижн Груп, Гранит, Крафтвэй, Точная механика, Геокибернетика, ГИВЦ г. Москвы (Главный информационно-вычислительный центр города Москвы), НТЦ ИРМ, Инфосистемы Джет, ПроСофт-М.
Система была разработана по заказу Управления информатизации города Москвы. Проект стартовал в 2005 году. В настоящий момент ключевые подсистемы уже внедрены в промышленную эксплуатацию, работа над другими еще продолжается. Источник финансирования - бюджет г. Москвы. Отметим, что деятельность по внедрению и совершенствованию «одного окна» - это приоритетная задача Правительства Москвы на ближайшие несколько лет. Её реализация - базовый элемент московской модели административной реформы в Российской Федерации.
Организация работы госучреждений и органов исполнительной власти в режиме «одного окна» позволит свести к минимуму бюрократические барьеры, сократить время на оформление необходимых документов и получать их в одном месте в установленные сроки без непосредственного взаимодействия с должностными лицами, принимающими соответствующие решения. Таким образом, целью проекта было обеспечить автоматическое оформление и выдачу документов заявителям при полной прозрачности и подконтрольности процедур, регламентирующих отношения с государством физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В основе ИС «Одно окно» лежат принципы сервис-ориентированной архитектуры (SOA), реализованной на базе технологии Oracle Fusion Middleware. Инструмент интеграции и исполнения регламентных схем Oracle BPEL Process Manager связал разнородные приложения воедино. Система имеет открытые интерфейсы, основана на открытых стандартах с использованием технологий веб-сервисов.
Работа над проектом началась с составления перечня услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и городскими организациями, который, в свою очередь, лег в основу сформированного подрядчиками реестра документов, выдаваемых в Москве (437 шт.), и реестра документов, подлежащих выдаче в режиме «одного окна» (170 шт.).
Для всех документов, выдаваемых в режиме «одного окна», были созданы формализованные описания, позволяющие автоматизировать процессы подготовки документов на единых принципах. Подготовленные на их основе графические модели информационного взаимодействия – регламенты - решили задачу формирования непротиворечивой унифицированной нормативной базы документов. Наличие такой базы позволило построить матрицу взаимосвязей различных процессов и оптимизировать информационные потоки между организациями. Все остальные действия, связанные с формализацией текстового описания в утвержденной форме, производятся автоматически.
Регламенты подготовки документов разработаны на основании единых требований и в соответствии с федеральным законодательством. Это дает возможность использования накопленного в Москве опыта для информатизации любого субъекта РФ, выполняющего сходные функции по оказанию государственных услуг.
Специально разработанная транспортная инфраструктура обеспечила эффективный обмен данными между системами и подсистемами, входящими в состав ИС «Одно окно», а также взаимодействие между нею и внешними системами. Маршрутизация запросов реализована на основе Oracle SOA Suite согласно регламентам подготовки, согласования и выдачи заявителям документов.
Большое внимание в процессе разработки системы уделялось возможности использования заявителями Интернета для получения всей необходимой им информации о работе служб, выдаваемых документах и своих правах при взаимодействии с органами власти. Для этого был создан специальный Интернет-портал http://okno.mos.ru/, содержащий максимально подробную информацию о работе служб «одного окна» и выдаваемых документах, которые, в свою очередь, могут быть распечатаны и заполнены заявителем. С целью сокращения очередей и обеспечения возможности заказа интересующей услуги с использованием Интернета начато внедрение режима «электронной приемной». При этом функции последней не ограничиваются простой записью на прием, а генерируют процессы предварительной подготовки документа для того, чтобы заявитель мог получить его в момент подачи заявления и не посещать госучреждение во второй раз.
По ряду документов среднее время их подготовки сократилось более чем втрое, а по некоторым срок сокращен до 2-3 дней. В 2008 году в АСУ ЕИРЦ было обработано 198 000 запросов по 18 000 документов, выдаваемых другими городскими организациями. Это означает, что жители города были освобождены от необходимости посещения служб «одного окна» ГУ ИС районов 18 000 раз. Службой БТИ была подготовлена 271 000 документов в автоматизированном режиме, при этом городскими организациями запрошено и получено 10 400 документов в электронном виде в реальном масштабе времени (срок подготовки по распорядительным документам составил 15 дней).
В дальнейшем планируется расширить перечень поддерживаемых регламентов, создать систему идентификации и индивидуальной цифровой подписи граждан, а также предоставить доступ к сервисам через информационные киоски и терминалы. Тем не менее, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что очередной важнейший шаг на пути создания электронного государства в России сделан.