В январе количество посылок из иностранных интернет-магазинов, обработанных «Почтой России», увеличилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 35,9 млн, сообщил РБК представитель «Почты России». Год назад прирост количества международных отправлений с товарным вложением был скромнее и составил 22,5% (с 23,5 млн в 2017 году до 28,8 млн в 2018-м). «Высокая динамика января объясняется увеличением продолжительности пикового периода, который раньше приходился на конец ноября и декабрь, а сегодня охватывает три месяца — с ноября по январь», — пояснил представитель пресс-службы «Почты России».
Несмотря на то что в России с 1 января 2019 года был вдвое, до €500, снижен порог беспошлинного ввоза иностранных посылок, это не повлияло и на количество посылок из крупных интернет-магазинов, в том числе работающих с «высоким чеком». По данным DHL Express (компания осуществляет доставку, в частности, из популярных Farfetch, Net-a-Porter, Amazon, ShopBop), рост количества импортированных грузов для физических лиц в России из крупнейших зарубежных интернет-магазинов в январе 2019 года составил 20% по сравнению с январем 2018-го. Абсолютные цифры оператор не раскрывает.
Как снижение порога беспошлинного ввоза повлияло на потребительскую активность россиян, разбирался РБК.
С января 2019 года беспошлинный ввоз в Россию действует для иностранных посылок стоимостью до €500 в месяц (ранее — €1 тыс.) и весом не более 31 кг. Сверх этого пошлина составляет 30% от суммы превышения и не менее €4 за килограмм. За весь 2018 год, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), было оформлено более 341 млн международных почтовых отправлений. Большая часть из них — 70% — пришлась на посылки с мелкой бытовой техникой, гаджетами, одеждой и обувью. На отправления со средним чеком от €10 до €22 приходится 64% посылок, от €22 до €50 — 21%, от €50 до €150 — 11%, от €500 до €1000 — 1%, свыше €1000 — 0,4%.
Предполагалось, что постепенное снижение порога беспошлинного ввоза заставит покупателей переключиться на внутренний рынок. Но в иностранных магазинах российские покупатели тратят значительно меньше. По словам президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, средний чек трансграничной покупки составляет всего $9. Даже в магазинах, которые специализируются на премиальных брендах, средняя стоимость отправления находится в пределах установленного лимита в €500. Согласно отчетности Farfetch, средний чек посылки в третьем квартале 2018 года составил $584,6. По данным Fashion Consulting Group, средний чек по группе YNAP (Yoox, Net-a-porter) составил $386 (по данным на сентябрь 2018 года).
Даже при обложении всей суммы посылки пошлиной объем трансграничных отправлений останется очень высоким, считает Александр Иванов. «Покупки онлайн намного дешевле, чем в офлайн-магазинах. В традиционной рознице товар примерно семь раз переходит из рук в руки, прежде чем попасть на прилавок, и в итоге его стоимость увеличивается в разы», — сказал он. По его словам, даже если за все посылки придется доплачивать 30% пошлины, они все равно останутся дешевле, чем в офлайне.
Первыми положительный эффект от снижения порога беспошлинного ввоза должны были ощутить российские продавцы премиальных товаров. Как отмечал представитель Aizel, «локальный онлайн-ретейлер находится в неравных условиях с иностранными компаниями». «Зарубежные онлайн-магазины не платят налогов в России, благодаря чему бизнес в России им выгоднее, чем во многих других странах», — говорил он. Именно Aizel, ЦУМ, ГУМ и другие российские брендовые магазины эксперт по ретейлу и товарам класса люкс Bain & Co. Ирина Куликова называла в числе тех, кто прежде всего выиграет от ужесточения норм беспошлинного ввоза товаров.
«Мировой объем трансграничной онлайн-торговли растет в среднем на 30% в год и в денежном выражении сейчас составляет $1 трлн. На Россию из этого объема приходится только $3,2 млрд, что говорит о том, что у нашего рынка еще большой потенциал для развития», — отметил Александр Иванов.
Представитель ЦУМа Анна Дубровина рассказала, что компания отметила повышенный интерес к своему интернет-магазину в начале года. «Это связано с ростом числа новых клиентов, которые отказываются от заказов на зарубежных онлайн-площадках из-за ухудшения условий: удорожания товаров за счет пошлин, более длительного срока ожидания товара и дополнительных неудобств — необходимости самостоятельно оплачивать пошлины», — пояснила она. С учетом начала распродажи коллекции осень—зима, стартовавшей в январе, в ЦУМ поступило в четыре-пять раз больше заказов, чем в среднем по году.
Александра Посыпкина, Ирина Парфентьева