Как рассказал "Ъ" источник в военном ведомстве, инцидент с "Фрегатом" произошел в первых числах октября, когда представители Научно-производственного объединения (НПО) имени Лавочкина, разрабатывающие разгонный блок, и специалисты войск воздушно-космической обороны (ВКО) завершили очередной этап наземных испытаний изделия. После этого они должны были транспортировать разгонный блок из монтажно-испытательного корпуса на заправочную станцию космодрома для заправки топливом. По словам собеседника "Ъ", перед отправкой разгонник был помещен в специальный контейнер, после чего погружен на железнодорожную платформу и "все подготовительные мероприятия проходили в соответствии с инструкциями".
Однако во время движения состава к заправочной станции платформа при входе в один из поворотов перевернулась, опрокинув находившийся на ней контейнер с "Фрегатом" внутри. О случившемся сразу же доложили командующему войсками ВКО генералу Александру Головко и гендиректору НПО имени Лавочкина Виктору Хартову, а также в Федеральное космическое агентство и Объединенную ракетно-космическую корпорацию. Сам груз был доставлен обратно в монтажно-испытательный корпус для проведения детального обследования на предмет повреждений отдельных узлов и систем "Фрегата". Эта работа продолжается до сих пор. Стоимость разгонного блока этого типа, по данным открытых тендеров Роскосмоса, составляет порядка 400 млн руб.
На вопрос "Ъ" о причинах инцидента господин Хартов посоветовал обратиться в Министерство обороны: "Космодром военный, и все там делают военные". Однако все официальные военные лица, к которым "Ъ" вчера обратился за комментариями, говорить об этом отказывались. И только на условиях анонимности один из офицеров на космодроме Плесецк сообщил "Ъ", что причиной инцидента стали неполадки в ходовой части платформы, перевозившей груз.
"Самые главные опасения были связаны с тем, что "Фрегат" при падении мог получить критические повреждения, тогда бы его пришлось в срочном порядке заменять другим разгонным блоком, находящимся на предприятии-изготовителе, что непременно бы сказалось на сроках запуска всего аппарата,— отмечает источник "Ъ" в космической отрасли.— Однако пока опасения не подтверждаются". По его словам, Виктор Хартов просил военных дать ему как минимум три недели для полного обследования изделия, однако те дали на разбор полетов только неделю. Собеседник "Ъ" утверждает, что теперь пуск "Меридиана" с этим разгонным блоком намечен на 30 октября: "Военные хотят осуществить его как можно скорее".
Нежелание военных затягивать старт отчасти понятно: именно четыре "Меридиана" на орбите позволят полноценно заменить устаревшие военные системы связи (типа "Молния-3", "Молния-1Т" и "Парус"). Но пока на орбите есть только три таких аппарата, запущенных в 2010, 2011 и 2012 годах. При этом два старта "Меридианов" (в 2006 и 2011 годах) окончились неудачами, а один (2009 год) был признан лишь "частично успешным". Находящийся сейчас в Плесецке седьмой аппарат планировалось запустить еще в прошлом году, однако из-за неустойчивой работы некоторых бортовых систем запуск перенесли на 2014 год.
Иван Сафронов, Сергей Горяшко