За год работы MVNO-оператора МГТС (ОАО "Московская городская телефонная сеть") удалось подключить около 70 тысяч абонентов мобильной связи. Цифра не очень большая, но руководство компании она не смущает. 80% из них были подключены в последние три месяца, когда началось активное продвижение проекта – до этого оператора еще настраивали и дорабатывали, сообщили представители МГТС. По словам генерального директора компании Андрея Ершова, в последнее время продажи "выросли на порядок". Он оценил проект как эффективный и перспективный. "К концу года будет не менее 100 тысяч абонентов. Очевидно, что перспективы большие. Проникновение этих услуг может составлять не менее 30% от нашей абонентской базы, то есть около миллиона абонентов – в течение трех лет мы подойдем к этой цифре", - заявил Андрей Ершов.
Как утверждают в компании, их проект не имеет аналогов на российском рынке. Продукт конвергентный – услуги виртуального мобильного оператора купить отдельно нельзя, они продаются в пакете с фиксированной связью, интернетом и цифровым телевидением. В совокупности все эти сервисы обходятся клиенту примерно на 40% дешевле, чем по отдельности, утверждают в компании. Сейчас абонентам доступны три тарифных плана. Самый популярный из них (около 75% базы) – Gold за 1 тыс. руб./мес. Со временем в МГТС планируют добавлять в пакеты новые услуги, такие как охранная сигнализация и видеонаблюдение, а также возможность передачи мобильного дата-трафика через домашнюю интернет-сеть.
Хост-оператором для MVNO-проекта МГТС выступает головная компания – ПАО "Мобильные ТелеСистемы". Виртуальная "дочка" интересна МТС по двум причинам. Во-первых, она понемногу отбирает абонентов у конкурентов – как утверждают в компании, более половины MVNO-клиентов перешли от других операторов. Во-вторых, помогает снизить отток базы. По информации МГТС, уровень оттока абонентской базы по конвергентным пакетам - менее 0,5%, что в двадцать раз ниже, чем средний показатель по рынку. "Отток - самый большой бич операторов мобильной связи. Самые большие расходы - на привлечение новых абонентов", - заявил директор по маркетингу массового рынка МТС Вячеслав Николаев. Он отметил, что хотя крупнейшие российские виртуальные операторы Yota и "Связной Мобайл" за первый год работы подошли к рубежу в миллион абонентов, одно дело получить клиентов, а другое – удержать. "Стандартный отток оператора – 40% в год. То есть из миллиона всегда 400 тысяч оттечет", - сказал Вячеслав Николаев.
Представители виртуального оператора Yota с этим не согласны. "98% наших SIM-карт активные, что свидетельствует о рекордно низком проценте для телеком-рынка оттока и о максимально лояльной к бренду аудитории", - заявили ComNews в пресс-службе компании.
Виртуальный оператор это интересный проект для такой компании как МГТС – она работает на насыщенном рынке, где увеличить доходы тяжело, считает генеральный директор "ТМТ консалтинг" Константин Анкилов. Но, по его прогнозу, рассчитывать на большую базу компании не стоит - большинство российских MVNO-проектов не набирают более 100-200 тысяч абонентов. "Исключения составляют два, по сути, собственных проекта "МегаФона" – "Просто для общения" и Yota, которые имели соответствующую поддержку при продвижении. Что касается "Связной Мобайл", то проект, если не решит вопрос с базовым оператором, действительно, в будущем может сравняться с МГТС за счет оттока абонентов", - добавил эксперт.
Напомним, что "Связной Мобайл" был самым крупным MVNO-проектом в России. Но из-за осложнения отношений "Связного" с хост-оператором МТС, виртуальный оператор в последние несколько месяцев, фактически не развивается. В компании рассматривают возможность перехода с сети МТС к другому представителю "большой тройки". Сейчас "Связной Мобайл" насчитывает около 800 тысяч абонентов, сообщила PR-директор "Связного" Мария Заикина.
Принадлежащий "МегаФону" мобильный виртуальный оператор "Скартел", работающий под брендом Yota, в августе сообщил, что его база превысила 1 млн абонентов. Около половины SIM-карт зарегистрированы в Москве и Петербурге.
MVNO-проект МГТС достаточно перспективный, поскольку имеет внятную бизнес-модель – позволяет абонентам реально экономить в пакетных предложениях, а оператору – сокращать отток абонентов, считает руководитель департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталий Солонин. "Размер абонентской базы – это далеко не единственный показатель успешности MVNO. В данном случае нужно судить об успешности проекта по интегральным показателям всей компании МГТС, а не только ее "мобильной составляющей". Например, насколько удается МГТС нейтрализовать тенденцию отказа частных клиентов от услуг фиксированной телефонии с помощью MVNO", - пояснил аналитик.
В отличие от "Связной Мобайл", проекты МГТС и Yota нельзя считать полноценными MVNO - услуги связи де факто предоставляются материнскими МТС и "МегаФоном", соответственно, говорит финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин. "МТС/МГТС очевидно запустили свой проект для того, чтобы за счет оказания конвергентных услуг связи снизить показатель оттока на высококонкурентном московском ШП-рынке. "МегаФон", в свою очередь, использует относительно операционно самостоятельную Yota для сегментирования рынка, что позволяет привлечь высокодоходных абонентов и не тратиться на рыночное перепозиционирование. Таким образом, логично предположить, что перспективы роста абонентской базы у МГТС на локальном рынке сильно ограничены по сравнению с Yota", - считает Тимур Нигматуллин.
Но в целом, все аналитики признают такую модель интересной и не исключают возможности появления в ближайшем будущем новых подобных проектов. "Ростелеком" может вполне стать MVNO на сети Tele2, предложив абонентам выгодные пакетные предложения (в максимальной опции: фиксированные и мобильные услуги телефонии, ШПД и ТВ), как по цене, так и по удобству (единый счет)", - считает Виталий Солонин из J`son & Partners Consulting.
Виталий Акимов