Почему молчат монополисты
Несмотря на то что требования информирования «неограниченного круга» интересующихся инвестициями «Ростелекома» и «Почты России» действуют уже почти четыре года, компании так и не распространяют публичные данные о каждом из своих осуществленных или запланированных инвестиционных проектов.
Оба монополиста рассказывают лишь часть деталей некоторых своих проектов. Также есть лишь информация об общем размере капитальных вложений компаний в отчетности за квартал и год.
Представитель пресс-службы «Ростелекома» Андрей Поляков сказал РБК, что о планах инвестиций компания не сообщает, поскольку они связаны с бюджетом, который не разглашается. О том, почему нет публичной информации о каждом из инвестпроектов, в компании не говорят.
В то же время источник, близкий к «Ростелекому», сообщил РБК, что ежегодно компания осуществляет несколько сотен инвестиционных проектов разного уровня – от международных до отдельно взятого райцентра в России. Поэтому обнародовать подробную информацию о каждом из них просто невозможно, так как для этого потребовалось бы загрузить работой специальное подразделение компании.
Сотрудник «Почты России» сказал РБК, что компания не комментирует вопросы о раскрытии инвестиционной информации.
В пресс-службе Минкомсвязи сказали, что новые требования к раскрытию информации были предложены экспертным советом при правительстве, Минкомсвязи было поручено утвердить их. Причины того, что «Ростелеком» и «Почта России» до сих пор не публиковали сведений и в ранее утвержденном виде, в министерстве не комментируют.
Минкомсвязи требует публиковать информацию о том, какие цели преследует инвестпроект, что именно предполагается построить (купить, установить) в его рамках, какие параметры будут у новых объектов, сколько денег уйдет на проект, откуда они будут взяты и в какие сроки потрачены.
Старший аналитик инвесткомпании «Уралсиб-Капитал» Константин Белов считает, что никаких проблем для компаний обнародование данных об инвестициях не представляет. «Каждый проект и так подробно просчитывается и описывается. Поэтому для его обнародования нужно только потратить дополнительное время», – говорит Белов.
При этом публичное раскрытие инвестиционных планов вряд ли поставит «Ростелеком» и «Почту России» в неравное положение по отношению к конкурентам, которых такие требования не касаются. «В условиях зрелого рынка связи в России вряд ли кто, включая «Ростелеком», может планировать какие-либо неожиданные для конкурентов проекты, и огласка не станет препятствием для их реализации», – уверен Белов.
Зачем раскрывать данные
В 2011 году Минкомсвязи выпустило свой приказ (от 28.02.11 №21), которым конкретизировалось, какие именно данные обязаны сделать публично доступными два связных монополиста – «Ростелеком» в секторе электросвязи и «Почта России» в сфере связи почтовой.
Как сказано в постановлении, его цель – обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, независимо от цели получения указанной информации.
«Киты» рынка обязаны публично объявлять об основных характеристиках регулируемых государством услуг, ценах и затратах на них, о возможности и условиях доступа других участников рынка к инфраструктуре монополий (сетям связи и каналам доставки почты).
Среди подлежащих обнародованию с 2011 года данных – информация по каждому инвестиционному проекту, в который «Ростелеком» и «Почта России» вкладывают деньги.
Согласно постановлению правительства, раскрытие информации может быть осуществлено либо на официальном интернет-сайте компании, либо в официальной прессе (федеральной или региональной в зависимости от уровня инвестпроекта), либо в ответ на запрос, поступивший в компанию.
Размер инвестпрограмм монополистов составляет сотни миллиардов рублей. Рассмотренная правительством стратегия развития «Почты России» предполагает в 2015–2018 годах инвестиции в размере 140 млрд руб. Инвестиционная программа «Ростелекома», одобренная правительством в феврале 2014 года, оценивается в 270 млрд руб. до 2018 года.
Игорь Агапов