В письме заместителя руководителя ФАС Максима Овчинникова в Минпромторг от 18 августа говорится, что служба проверяет поставки для нужд обороны и безопасности страны товаров импортного производства, в частности радиоэлектроники, под видом российских. "Выявлены случаи, когда зарегистрированные на территории РФ хозяйствующие субъекты приобретают товары импортного производства и, не производя с ними каких-либо значимых технологических операций, фактически ограничиваясь разборкой-сборкой, заменой этикеток или русификацией, реализуют их в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ.— "Ъ") под видом товаров, произведенных в РФ",— пишет господин Овчинников. Представитель ФАС Дарья Силкова подтвердила "Ъ" проведение проверки, в Минпромторге на запрос не ответили.
Этим вопросом уже заинтересовалась и Генпрокуратура, следует из письма начальника управления по надзору за исполнением законов в сфере ОПК Генпрокуратуры Дмитрия Демешина в Ассоциацию поставщиков электронных компонентов от 13 октября (АсПЭК; копия письма есть у "Ъ"). "Генпрокуратурой проводится проверка исполнения федерального законодательства в сфере импортозамещения иностранной продукции, применяемой при создании, производстве и ремонте вооружения, военной и специальной техники, а также соблюдения законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на развитие инновационных проектов",— говорится в письме господина Демешина. Он просит АсПЭК предоставить данные об уклонении заказчиков от приобретения российского оборудования, наличии проблем с недостаточной загрузкой производственных мощностей и недостаточностью мер господдержки. Исполнительный директор АсПЭК Иван Покровский подтвердил "Ъ" получение письма. В Генпрокуратуре не ответили на запрос.
По словам нескольких источников "Ъ" в ОПК, между проверками Генпрокуратуры и ФАС нет прямой связи, однако обе нацелены на установление эффективности мероприятий по импортозамещению: их результаты будут представлены в правительство и администрацию президента.
В России с середины 2011 года действует постановление правительства "Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства, для нужд обороны и безопасности государства". Последняя редакция вступила в силу 1 января 2016 года, по ней товары и услуги от иностранных поставщиков могут закупаться для нужд обороны и безопасности страны только в случае отсутствия аналогов, произведенных в России, что должно быть подтверждено заключением Минпромторга.
В документе прописан ряд критериев отнесения товаров к "российским", один из которых, например,— это создание производства в рамках специального инвестконтракта (СПИК). При этом СПИК, который Минпромторг считает "новым инструментом промышленной политики", субъекты РФ могут заключать и с иностранными компаниями: к примеру, в мае о таких планах сообщала французская машиностроительная компания Schneider Electric.
Представитель Минобороны подполковник Владимир Дерябин утверждает, что на всех этапах производства вооружения, военной и специальной техники осуществляется жесткий контроль со стороны военных представительств министерства, аккредитованных на предприятиях промышленности. "Поэтому попадание фальсифицированных комплектующих в продукцию, изготавливаемую в интересах Минобороны, исключено",— заявил Владимир Дерябин. Он подчеркнул, что при отсутствии в России необходимых комплектующих ведомство в обязательном порядке получает заключение Минпромторга.
Как рассказал "Ъ" представитель Объединенной приборостроительной корпорации (входит в "Ростех") Леонид Хозин, "в сфере ГОЗ существуют жесткие требования, делающие поставки зарубежной техники под видом российской практически невозможными". "Любое нарушение здесь — вопиющий случай. Это прекрасно понимают и поставщики, и заказчики. Даже если нарушения где-то есть — это наверняка единичные факты, по которым неминуем разбор полетов",— считает он.
Однако трое собеседников "Ъ" на рынке электроники утверждают, что для поставок иностранной техники под видом российской часто используется схема OEM (original equipment manufacturer), в рамках которой российские компании закупают оборудование у иностранных вендоров и после модернизации продают его под своим брендом. "OEM практикуется по всему миру и в идеале позволяет компаниям объединять усилия для производства конечного продукта. Например, одна компания произвела оборудование, а другая — софт для него. В России нередко берут иностранную технику и без какой-то модернизации ставят на нее свой лейбл",— объясняет один из собеседников "Ъ".
С ним согласен гендиректор производителя телекомоборудования "Элтекс" Алексей Черников: "Переклеивание лейблов действительно практикуется в большом количестве, чаще всего используется схема OEM. Она позволяет китайским вендорам продолжать поставки своего оборудования в Россию в больших количествах, несмотря на политику импортозамещения, а российским компаниям не тратиться на разработку и создание настоящего производства, потому что с точки зрения рентабельности производить в Китае все еще значительно дешевле". По его словам, схема актуальна для разных типов оборудования, техника в больших количествах поставляется в том числе на оборонные предприятия.
"Проблема в отсутствии нормативной базы, которая бы позволяла точно определить, какое оборудование является отечественным: существующие критерии можно легко обойти",— полагает эксперт. "Должны быть единые базовые критерии того, какая техника российская,— соглашается председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Апполонова.— Логично, чтобы в критериях отечественности учитывалось, кто конечные бенефициары компании-производителя, кому принадлежат права на используемые технологии, какова страна принятия решений в случае санкций, где локализуется прибыль и создаются рабочие места".
Иван Покровский из АсПЭК считает, что использование продукции зарубежной разработки в критической для государства инфраструктуре — большая проблема. "Если государство не имеет доступа к процессу разработки и модернизации техники, такую продукцию нельзя использовать в ответственных применениях. К сожалению, требования информационной безопасности отодвигаются многими госзаказчиками на задний план",— говорит господин Покровский. При этом он отмечает, что разработанное в России оборудование все еще экономически выгоднее производить в Китае. Ответственность за это, по мнению эксперта, несут "госструктуры, регулирующие таможенными пошлинами баланс внешней торговли и внутреннего производства".
Мария Коломыченко, Иван Сафронов