Ярким примером такого успешного использования стала предвыборная кампания Барака Обамы 2008 года, которую его помощники выстроили на новых способах общения с электоратом, положив на лопатки "застрявших в прошлом" консерваторов. Соцсети остаются характерной чертой информационной стратегии Белого дома и до сих пор.
Однако процесс освоения новинки проходил у политиков с переменным успехом и был чреват не только победами, но и неудачами. Сегодня на виртуальных просторах порой разыгрываются нешуточные баталии, последствия которых могут быть вполне реальными, и оппоненты не упускают возможности "зацепиться" за любую оплошность.
Зачастую чиновники имеют официальный аккаунт и используют его преимущественно как платформу для пиара своей работы и взглядов, выкладывают фото. Иногда можно встретить и записи или фотографии из личной жизни, однако это скорее редкость. Военные, например, учитывают, что в последнее время экстремисты все чаще устраивают кибератаки на аккаунты силовых структур, отправляют через Интернет угрозы в адрес членов семей служащих. Поэтому публично демонстрировать свою принадлежность к вооруженным силам - себе дороже. Другие опасаются себя скомпрометировать.
Пожалуй, самый громкий скандал разгорелся в мае 2011 года вокруг конгрессмена Энтони Винера. Считавшийся примерным семьянином Винер через свой официальный аккаунт "твитнул" 21-летней девушке собственное эротическое фото. Обнаружив, что запись оказалась в общем доступе, он быстро удалил ссылку, но неравнодушные подписчики уже успели сохранить ее и пустить по соцсетям. В ходе расследования выяснилось, что конгрессмен далеко не в первый раз ведет переписку такого содержания с девушками через свои аккаунты. В конечном итоге "твит" стоил Винеру места работы.
Практика показывает, что госслужащим вообще лучше "фильтровать" высказывания в соцсетях на любую тему. Так, в декабре сотрудница конгресса США Элизабет Лаутен через аккаунт в "Фэйсбук" критично прокомментировала внешний вид дочерей президента Барака Обамы на одном из мероприятий, призвав их "соответствовать", одеваться "не как для вечеринки в баре" и "не корчить рожи". Под шквалом ответной критики в социальных сетях Лаутен вскоре пришлось уволиться.
Оскандалиться можно и на рабочих "твитах". В прошлом году замгоссекретаря США по публичной дипломатии Ричард Стенгел завершил один из "твитов" об Украине хэштегом #UnitedForGaza. Неизвестно, перепутал ли он случайно этот тег с популярным в то время #UnitedForUkraine или же сделал это намеренно, поскольку ранее позволял себе высказывания против Израиля. Однако запись вызвала бурю негодования, так как шла вразрез с официальной позицией госдепартамента, осуждавшего палестинцев.
"Твиты" о работе вкупе с желанием "показать себя" приводили даже к утечкам закрытой информации. Так, в феврале 2009 года член комитета по разведке Пит Хоэкстра в составе группы конгрессменов отправился с визитом в Багдад. Обстановка в Ираке была такова, что подобные визиты во имя безопасности совершались секретно. Однако конгрессмен в своем "Твиттере" беспечно сообщил: "Миновали "зеленую зону" на вертолете. Над дворцом развивается флаг Ирака. Следуем в посольство США". После этого в Пентагоне пересмотрели "Твиттер"-политику, потребовав от чиновников быть аккуратней с разглашением информации.
Отдельного документа, регулирующего поведение чиновников в соцсетях, нет. Поскольку это публичные сервисы, то, конечно, запрещено выкладывать в них служебную или конфиденциальную информацию. В целом нормы поведения госслужащих описаны в специальном документе под названием "Стандарты этики для сотрудников ведомств исполнительной власти", и действия в соцсетях должны в них укладываться. Многие ведомства дополнительно расширяют этот документ. Например, министерство обороны ограничивает сотрудников в публичном распространении информации о политике, программах и операциях ведомства. При изложении своей позиции где бы то ни было требуется сразу прояснять, что она может не отражать официальную позицию Пентагона.
Но, несмотря на все риски, многие чиновники руководящего звена, в том числе из военных структур и спецслужб, губернаторы и конгрессмены активно используют "Твиттер", "Фэйсбук" и другие сети самыми разными способами и для самых разных целей. Помимо рядовых отчетов о текущей работе популярна организация дискуссий, сессии "вопрос-ответ". А во время стихийных бедствий власти широко используют соцсети для рассылки экстренных сообщений. Дабы пользователи могли удостоверится в аутентичности аккаунта, на сайте правительства есть специальный сервис, где можно проверить, действительно ли учетная запись принадлежит тому или иному чиновнику.
Игорь Дунаевский