Исследование: Российский бизнес стремится к цифровизации

Исследовательская компания DT Global Business Consulting опубликовала результаты исследования «Цифровая трансформация в России: ваше конкурентное преимущество», в котором отражается текущее состояние процесса цифровизации отечественного бизнеса.

Опрос руководителей российских компаний, принимавших участие в исследовании, показал, что для большинства субъектов российского бизнеса цифровая трансформация сегодня является основным приоритетом. Как отмечают аналитики DT Global Business Consulting, обширная цифровая трансформация происходит в том или ином объеме во многих российских компаниях. При этом три четверти из опрошенных руководителей высшего звена заявили, что цифровая трансформация является приоритетным направлением развития их бизнеса в России, а 80% из них намерены увеличить вложения в цифровизацию в 2019 году.

Сегодня отечественные компании начинают активно внедрять многие ключевые технологии в области цифровой трансформации. Так, от четверти до трети компаний уже широко применяют в основных бизнес-процессах такие технологии, как облачные вычисления, социальные сети, мобильные технологии и приложения, оцифровка документов и автоматизация рабочих процессов. Такие же технологии используются и в большинстве других компаний, но лишь эпизодически. Опрос показал, что около двух третей компаний применяют анализ больших данных и пользуются аналитическими сводками. Менее 50% компаний используют Интернет вещей (IoT) и активно внедряют современное ПО.

Судя по результатам опроса, технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения, передовая робототехника и 3D-печать в России применяются пока не очень широко. Показательно, что 71% компаний никак не использует искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение, 87% компаний не применяют передовую робототехнику, а 91% компаний – 3D-печать. Тем не менее, ИИ и машинное обучение уже широко используются в 6% компаний.

По данным DT Global Business Consulting, бизнес в России сегодня находится на ранних этапах цифровой трансформации. Как правило, это отдельные инициативы по цифровизации: более 60% компаний только рассматривают или планируют мероприятия по цифровой трансформации. В 28% компаний она уже осуществляется и приносит определенные результаты для бизнеса. Только 10% компаний заявили о том, что являются лидерами цифровой трансформации. Такой разрыв дает компаниям хорошую возможность начать действовать и оказаться в авангарде цифровой трансформации.

Доходность российских компаний от цифровой деятельности пока находится в целом на невысоком уровне, однако быстро растет и уже заметно опережает традиционные формы ведения коммерческой деятельности. В большинстве компаний (86%) она приносит менее 20% общего дохода. От 20% до 39% составляет доход от цифровой деятельности только у 9% компаний.

Исследование DT Global Business Consulting также показало, что отечественные компании сталкиваются с нехваткой кадровых ресурсов и недостатком знаний в сфере цифровизации. Небольшое число респондентов также назвали и другие проблемы, не дающее в полную меру запустить цифровую трансформацию: устаревшие системы (47%), необходимость проведения широкой трансформации корпоративной культуры внутри организации (45%), внутренние проблемы компании (42%).

По мнению аналитиков DT Global Business Consulting, ключевую роль в расстановке приоритетов и стимулировании цифровой трансформации в России играет правительство. При этом цифровая инфраструктура в стране вполне благоприятна – 72% компаний считают ее достаточной. Однако ряд препятствий возникает в нормативно-правовой сфере. Так, более половины опрошенных руководителей (52%) считают, что проблемы, связанные с нормативно-правовой базой и законодательством, имеются, и лишь 3% считают, их нет. Также респонденты отметили, что на цифровую трансформацию в России негативно влияют экономические санкции. Несмотря на это, Россия обладает рядом преимуществ для проведения цифровой трансформации. Помимо выстроенной цифровой инфраструктуры, в стране имеется хорошая база знаний и навыков, есть свои крупные и конкурентоспособные цифровые компании.

Результаты опроса также говорят о том, что мероприятия по цифровой трансформации в компаниях носят как внутренний, так и внешний характер: повышение качества обслуживания клиентов (75% опрошенных), повышение уровня производительности и эффективности работы компании (74%). Значительная часть компаний (45%) также используют цифровую трансформацию для разработки новых бизнес-моделей и каналов привлечения доходов.

Почти в 50% компаний цифровая коммерческая деятельность полностью включена в традиционный бизнес с точки зрения систем, структур и сотрудников. Еще 40% компаний отмечают, что их бизнес в равной степени включает как цифровые, так и традиционные направления с частичным совпадением, но и с некоторыми различиями.

Опрошенные руководители в целом считают, что в цифровой сфере есть талантливые специалисты, но их недостаточно, что создает высокую конкуренцию на кадровом рынке. Несмотря на то, что Россия имеет довольно большой кадровый резерв, большинство опрошенных руководителей (61%) заявили, что найти хорошего специалиста «возможно, но сложно», в то время как другие (20%) оценили эту задачу, как «чрезвычайно трудную». Все это говорит о дефиците талантливых и высококвалифицированных кадров.

Исследование показало, что руководители понимают всю важность цифровой трансформации, но обеспокоены темпами ее развития в своих компаниях. Большинство из них (59%) сообщили, что недовольны достижениями своей компании в области цифровой трансформации, и лишь 3% ими крайне удовлетворены.  Как отмечают аналитики DT Global Business Consulting, российские компании нужно предпринять значительные усилия, чтобы поддерживать высокие темпы технологического развития и соответствовать меняющимся ожиданиям клиентов и специалистов.

Опрос проводился в феврале-марте 2019 года, и в нем участвовали члены DT Global Business Consulting из России. Респонденты занимают высшие руководящие посты в международных и российских компаниях, ведущих свою деятельность на территории России в разных отраслях бизнеса. Всего было опрошено 118 респондентов.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: автоматизация, исследование рынка