«Ростелеком» и РУССОФТ подискутировали о цифровизации

26 января состоялась закрытая онлайн-встреча членов Ассоциации РУССОФТ со старшим вице-президентом ПАО «Ростелеком» по информационным технологиям Кириллом Меньшовым. Разговор о трендах и задачах цифровой трансформации предприятий, разработке отечественной экосистемы решений, вариантах взаимодействия российских разработчиков софта с ИТ-подразделениями «Ростелекома». Всё самое важное об этой дискуссии – в нашем репортаже.

Цифровизация, особенно в рамках импортозамещения, стала ключевым трендом 2020 года в России и мощным стимулом для роста отечественной ИТ-индустрии. Цифровая трансформация обозначена государством как приоритетная задача развития страны. Вызовы 2020 года хорошо продемонстрировали, насколько госкомпании и бизнес-организации нуждаются в цифровом подходе, лежащем в основе коммуникаций между потребителями и производителями продуктов, поставщиками услуг. При этом речь идет не только об экономических услугах, но и медицинских, государственных и т. д. Пандемия определенно ускорила переход многих бизнес-процессов в диджитал-формат.

«В моем понимании то, что мы называем цифровой трансформацией, – это эпоха, в которую мы с вами живем», – начал диалог с представителями РУССОФТ Кирилл Меньшов старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком». Компания позиционирует себя как крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений для общества, государства и бизнеса – именно поэтому производителями программного обеспечения столь интересно найти точки соприкосновения с «Ростелекомом» для совместного развития, тестирования и вывода на рынок решений.

 

Кирилл Меньшов старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком»

Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком»

 

«Ростелеком»  как ИТ-компания

«Ростелеком» уже долгое время является не только телеком-оператором, но и разработчиком и поставщиком программного обеспечения, сотрудничая с тысячами разработчиков, – подтвердил Кирилл Меньшов. Ровно три года назад, в конце января 2018 года ПАО «Ростелеком» и НП «РУССОФТ» (объединение компаний-разработчиков программного обеспечения России) подписали соглашение о сотрудничестве – его целью являлась реализация программы инновационного развития «Ростелекома», а также совместная разработка и внедрение отечественных технологий и решение задач импортозамещения.

На текущий момент у «Ростелекома» в Реестре российского программного обеспечения около 70 продуктов. «Ростелеком является и интегратором, и потребителем этих продуктов, а также одновременно с этим – продавцом, разработчиком программного обеспечения», – комментирует Кирилл Меньшов. Таким образом, помимо услуг связи, «Ростелеком» производит ИТ-решения в части кибербезопасности, Интернета вещей, облачных платформ, big data. Компания реализует программу внутренней цифровой трансформации и является проводником в области цифровизации своих клиентов и партнеров.

С точки зрения внутренних процессов «Ростелеком» создает cloud-native приложения, использует корпоративное облако. При этом компания является  крупнейшим государственным провайдером национальной облачной платформы (комплекса интегрированных информационных систем, предназначенного для предоставления органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам услуг по облачной модели). Также для «Ростелекома» важны разработки в области big data, продукты, основанные на анализе большого массива данных: например, совместное предприятие ВТБ и «Ростелекома» – «Платформа больших данных». «Ростелеком» занимается и созданием и реализацией таких продуктов Интернета вещей, как «Ростелеком ключ» и «Умный дом», одновременно с этим разрабатывая ряд проектов в сфере энергетики по сбору информации со счетчиков. «Ростелеком» – компания, которая создает продукты для себя и для других» – резюмирует топ-менеджер компании.

Напомним, в 2018 году «Ростелеком» приступил к реализации стратегии на 2018–2022 годы, направленной на трансформацию компании из оператора телекоммуникационных услуг в цифрового партнера для населения, бизнеса и государства. В числе инновационных приоритетов «Ростелекома» на ближайшие годы – проекты цифровизации городского хозяйства («умные» города), услуги дата-центров и облачные сервисы, кибербезопасность, цифровое госуправление, анализ больших данных, искусственный интеллект, индустриальный (промышленный) Интернет, отраслевая цифровизация России. «Сегодня в наших ЦОДах находятся такие ключевые ресурсы, как портал Госуслуг РФ, ЕСИА с базой данных более 100 млн граждан России, система регистрации прав на недвижимость (Росреестр) и многие другие», – рассказал на недавнем выступлении в Совете Федерации президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский.

«У «Ростелекома» нет конечной точки цифровой трансформации. Мы должны трансформироваться и менять себя, чтобы не терять актуальность для своих заказчиков», – добавил в ходе онлайн-встречи с РУССОФТ Кирилл Меньшов.

Приоритет российским решениям

31 июля 2020 года в России был принят 249-ФЗ, вносящий изменения в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающий для ряда предприятий обязательную минимальную долю закупки товаров, произведенных в странах ЕАЭС, и обязывающий их отчитываться об объеме произведенных закупок российских продуктов. В связи с этим разработчиков отечественных программных комплексов интересует, насколько активно использует российские решения один из главных ИТ-гигантов страны.

«Мы работаем под директивой импортозамещения, активно им занимаемся. «Ростелеком» закупает отечественные продукты, за исключением тех случаев, когда в реестре нет аналогов», – согласен Кирилл Меньшов. «Крупнейшие IT- и телеком-компании с российским участием не смогут не закупать, к примеру, российское «железо». Очевидно, что объемы будут большие. Будут ли это 100, 60 или 80% – зависит от проекта. Госкомпания, которая находится под директивами, не может этим не заниматься. Такие закупки будут» – уверен он.

 

 

Партнерская экосистема и стартапы

«По нашей практике, более реальным путем импортозамещения является разработка собственных решений для клиентских сервисов. Речь, конечно, не идет о программном обеспечении  для телекоммуникационного оборудования, которое, как правило, поставляется его производителем. А вот ИТ-решения для различных услуг мы пишем сами – по крайней мере в части их базовой функциональности. При этом наукоемкие составляющие таких решений как, например, биометрические ИТ-инструменты мы заказываем у сторонних российских разработчиков», – рассказал Кирилл Меньшов.

Несмотря на то, что специалисты «Ростелекома» имеют большой опыт разработки софтверных продуктов, очевидно, что абсолютно всеми компетенциями не может обладать ни одна компания. Поэтому для «Ростелекома» безусловно важно сотрудничество с российскими разработчиками – как крупными ИТ-компаниями, так и стартапами, – в тех направлениях, которые компания не охватывает собственными компетенциями.

«Потребности наших заказчиков выходят за рамки продуктового портфеля «Ростелекома», но мы и не пытаемся разрабатывать всё, не стремимся очень далеко отходить от наших корпоративных компетенций – тех базовых сфер, которые находятся в фундаменте цифровой трансформации: big data, Интернет вещей, облачные сервисы. В остальном «Ростелеком» использует партнерские решения», – говорит вице-президент «Ростелекома» по ИТ. 

В частности, «Ростелеком» стал соинвестором портфеля стартапов ФРИИ, направив инвестиции в инновационные проекты. «Таким образом мы наблюдаем, наверное, за 80% всех российских ИТ-стартапов и понимаем, что сейчас у них происходит», – отметил Кирилл Меньшов.

Цифровизация – это процесс, осуществляемый совместными усилиями. «Ростелеком» проводит тендеры, проводит выбор поставщика (vendor selection) и таким образом организует пул партнеров. НП «РУССОФТ» для компании – в том числе, компетентный участник экосистемы импортозамещения, партнер в разработках и поиске инновационных подходов.

 

Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ»

Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ»

 

Роботизация против человеческого труда: есть ли консенсус

«Поскольку в продуктовый портфель «Ростелекома» входят сотни продуктов, а в структуре группы компаний сотни подразделений, конечно, не все они управляются из единой точки. Главной ценностью и основой, на которой построена ИТ-экосистема такой большой организации – является автономия и самоорганизация команд. Мы искренне верим, что невозможно создать настолько сложную и эффективную организацию, которая имела бы централизованное управление», – заметил Кирилл Меньшов.

Любая техническая инновация, по словам спикера, больше создает рабочие места, чем  уничтожает. При этом неквалифицированный труд, рутинные бизнес-процессы автоматизируются, однако появляется большое количество задач для более квалифицированных специалистов: логистика, правовое обслуживание, пиар, а также – обслуживание клиентов.

 

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: программное обеспечение, автоматизация, Ростелеком, Руссофт, облачные услуги