Пленарная дискуссия прошла с участием Виктора Евтухова, статс-секретаря — заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации, Татьяны Бакальчук, генерального директора Wildberries, Сергея Белякова, управляющего директора OZON, Алексея Корня, исполнительного директора розничной сети «Магнит», Артема Соколова, президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), Михаила Славинского, генерального директора Ситилинк. Первые лица ecommerce обсудили онлайн ритейл завтрашнего дня и пути развития в новой реальности.
Электронная коммерция с каждым годом набирает внушительные обороты. На стратегической сессии сравнили развитие e-commerce в России с вундеркиндом, который растет, опережая время. По данным АКИТ, за восемь месяцев 2022 года онлайн-торговля, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, выросла на 39%. Её доля в общем обороте розничных продаж составляет сейчас 11,2% (год назад было 8,4%). При этом большая часть продаж — 46,5% — приходится на маркетплейсы. По итогам статистических исследований в пятерку лидеров маркетплейсов вошли Wildberries, OZON, AliExpress, Яндекс Маркет и СберМегаМаркет, на них приходится 2/3 продаж всех маркетплейсов в стране.
«Что касается интернет-торговли, в последние годы мы наблюдаем устойчивый рост этого сегмента. Пиковые значения были зафиксированы с началом ввода ограничений в связи с пандемией коронавируса. По данным Росстата, в 2020 году рост электронной торговли составил более 100%, в 2021 году — около 40%», — отметил Виктор Евтухов, статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.
Электронная коммерция сделала большой шаг в сторону регионов. За последние годы развитие логистической инфраструктуры позволило значительно увеличить там долю интернет продаж.
«Если буквально несколько лет назад 70% оборота приходилась на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург, то сейчас фокус электронной торговли смещается в сторону региона. Статистика за последние полгода показала, что по количеству и объёму заказов в денежном эквиваленте первое место занимает Москва (доля составляет 20%), на втором месте стоит Московская область, которая генерирует 10,7% заказов, далее — Санкт-Петербург, у него 7,3%, а оставшиеся более 60% — это доля регионов. Самые активные из них — Краснодарский край, Ростовская, Свердловская, Самарская, Ножегородская области и республика Татарстан», — отметил Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
На форуме ECOM Retail Week обсуждались также проблемы, связанные с санкциями. В своем выступлении Алексей Мисаилов, коммерческий директор FM Logistic отметил, что планировать коммерческие направления стало очень сложно: «Если до санкций горизонт планирования составлял 4-6 месяцев, то сегодня он снизился до одного месяца».
На Форуме прошла Конференция Почты России об электронной коммерции и ритейле Ecomference (light) 2022, на которой подняли актуальные темы для игроков e-comm и ритейл индустрии. Так, для логистических компаний появились новые вызовы. «Один из основных вызовов для Почты – это рост тарифов. Однако за счет перераспределения транспортной сети, за счет мультимодальных склеек мы стараемся нивелировать рост тарифов и сохранять уровень сервиса, к которому привыкли наши клиенты и который их будет устраивать, — комментирует заместитель генерального директора Почты России по логистике Сергей Сергушев. — Средний срок поставки не изменился внутри России. Срок доставки из Китая подрос. Мы укоротили логистические маршруты в авиации, но в то же время увеличили объемы перевозок. Так, в сентябре наши самолеты совершили в три раза больше рейсов, чем в мае. В сохранении сроков перевозки и сохранении уровня тарифов большую роль играет контейнеризация перевозок, что ведет к повышению скорости. Мы запустили контейнерный поезд «Россия» с маршрутом Москва-Владивосток. С апреля уже прошли 22 таких поезда, которые перевезли в совокупности 2 710 ДФЭ. В тесном партнерстве с РЖД мы будем наращивать объемы контейнерных перевозок».
Организаторами Форума выступили Минпромторг России и Российская Ассоциация экспертов рынка ритейла.
Генеральные партнеры Форума – АО «Почта России» и Х5 Group. Партеры мероприятия – OZON, CDEK, Азбука вкуса, FM Logistic, COMITAS, Восток-Медиа, ГК «Современные транспортные технологии».