Приклеить или прибить: популярность СБПэй может вырасти благодаря табличкам NFC

НСПК, подконтрольная Банку России, продолжает активно продвигать на массовом рынке платежное мобильное приложение СБПэй. Наряду с оплатой товаров и услуг путем сканирования QR-кода приложение всё чаще применяют для проведения платежей с помощью технологии NFC. Количество точек бесконтактной оплаты, оснащенных табличками NFC, растет. Однако объем переводов через СБПэй по сравнению с общим объемом платежных транзакций по-прежнему небольшой, развитию системы мешает ряд объективных и субъективных факторов.

Мобильное приложение СБПэй, основанное на технологической платформе Системы быстрых платежей (СБП, разработка НСПК, принадлежит Банку России), начало работать 1 апреля 2022 года. Сервис позиционировался, в первую очередь, как альтернатива заблокированным в России Apple Pay и Google Pay. Основное отличие СБПэй от других сервисов бесконтактных платежей состоит в отсутствии привязки к данным банковской карты клиента: денежные переводы здесь так же выполняются на основании банковского счета, но в качестве привязки система использует номер мобильного телефона.

СБПэй поддерживает различные технологии оплаты: например, через QR-код, кнопку на сайте, платежную ссылку или NFC. В области покупок в «физических» магазинах разработчики СБПэй первоначально делали ставку именно на QR-платежи. Для совершения оплаты пользователю необходимо было отсканировать QR-код, размещенный на кассе магазина (в распечатанном виде) или на мониторе кассира (в электронном виде), после чего выбрать нужный счет, подтвердить сумму и завершить платеж.

Сегодня же система развивается в направлении технологии NFC. По всей стране в торговых точках устанавливаются специальные таблички, оснащенные NFC-чипом для оплаты в СБПэй – на данный момент их уже более 1,1 тысяч в 40 городах страны. Их внедрением занимается компания NewPay (ИП Бортник И.К.). Сами платежные таблички выпускает партнер NewPay, российская компания ISBC.

Представители NewPay отмечают, что в ближайшее время готовятся к открытию еще 700 локаций, где будут доступны переводы в СБП с помощью NFC. Компания фиксирует увеличение интереса пользователей к такому способу оплаты: в последнем квартале количество соответствующих транзакций выросло с 1 до 3 тысяч в сутки. Косвенно это подтверждается и количеством скачиваний приложения СБПэй: более 1 млн в Google Play.

Совершение бесконтактной оплаты через NFC, по сути, похоже на оплату через QR-код – только для получения платежных данных покупателю требуется не отсканировать код, а поднести смартфон к NFC-табличке с электронным чипом. Кстати, таким способом возможно воспользоваться не только в приложении СБПэй, но и в приложениях некоторых банков, подключенных к Системе быстрых платежей.

Между тем, бесконтактная оплата с помощью смартфона до сих пор не стала в России общеупотребительной – отмечают эксперты. Так, негативное влияние на продвижение системы СБП и сервиса СБПэй оказывают сами участники рынка платежных систем. Для многих банков выгоднее по-прежнему фокусироваться на обслуживании пластиковых карт, так как это более маржинальный для них бизнес – межбанковская комиссия по «карточным» платежам выше. Кроме того, приостановка в России сервисов Apple Pay и Google Pay спровоцировала повышение стоимости NFC-меток и их внедрения.

Сегодня полноценно оплату через NFC-таблички поддерживают «Русский стандарт», Райффайзенбанк, МКБ и некоторые другие банки. В то же время большинство финансовых организаций подключены к СБП, и как вариант предлагают воспользоваться банковским приложением для перевода денежных средств в этой системе.

Сложность популяризации в России платежей через смартфон связана и с многими субъективными факторами. «Начнем с того, что многие покупатели просто не хотят «светить» свой смартфон в очереди, при большом скоплении людей. Другая часть пользователей, особенно пожилые люди, не склонна заморачиваться с освоением новых технологий, скачиванием приложений и т. д. Банковская карта не имеет критических неудобств для того, чтобы люди охотно от них отказывались. Кроме того, достаточно много граждан РФ до сих пор пользуются кнопочными мобильными телефонами. Наконец, не будем забывать и о сценарии, когда смартфон разряжается в самый неподходящий момент. Если же смотреть на аппаратное обеспечение технологии, объективно 1 тысяча локаций на страну – это ничтожно мало. Скорее всего, еще несколько лет оплата через QR и NFC будет обкатываться, масштабироваться и, если не свернется (или не будет заменена какой-то новой передовой технологией), то постепенно станет мейнстримом», – комментирует аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов.

Конкуренцию СБПэй в России составляют такие сервисы, как MirPay (самая старая отечественная система – на рынке с 2018 года), Yandex Pay, SberPay, Tinkoff Pay.

Рубрики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: платежные системы, NFC, Система быстрых платежей