А «Караван» идет. Оператор стремится в новые сегменты

Московский универсальный оператор «Караван» подвел предварительные итоги за этот год и анонсировал планы своего развития на ближайшее будущее. В частности, помимо наращивания оборотов по текущим направлениям, компания намерена активизироваться на рынке сложных решений, связанных с услугами для крупных клиентов. Основные инвестиции «Каравана» пойдут на строительство нового дата-центра, чьи мощности превысят возможности существующей площадки в пять раз. После его запуска компания получит также возможности для активизации на рынке хостинга, где ей несколько лет назад на некоторое время удалось добиться лидирующего положения.

Компания «Караван» появилась на телекоммуникационном рынке столицы одной из первой – в 1996 году. На первом этапе оператор предоставлял услуги доступа в Интернет по коммутируемым линиям (dial-up), и в дальнейшем прошел классический путь для такого рода игроков – в дальнейшем компания занялась выделенным доступом, и через некоторое время услугами телефонии («Караван» запустил их в 2003 году). Особенность этой компании – с самого начала она активно играла на рынке хостинга, и в 2001 году даже смогла выбиться в лидирующие позиции здесь, за счет покупки провайдера «Русский экспресс». Однако в это время рынок претерпел реструктуризацию, в частности, из-за ценового демпинга, который организовал новый игрок Valuehost.ru, и к которому потом присоединились и другие хостинг-провайдеры. Сейчас «Караван» также занимается регистрацией доменов, став уполномоченным регистратором практически сразу же после появления этого институт несколько лет назад (напомним, что тогда «РосНИИРОС» отказался от статуса эксклюзивного регистратора и передал эти полномочия ряду независимых игроков).

Сейчас «Караван» является универсальным игроком, предоставляя услуги телефонии, доступа в Интернет, VPN, хостинга и регистрации доменов, телехаузинга (размещения оборудования клиентов на своей техплощадке). Компания имеет 20 тыс. номеров в московских кодах 495 и 499. Внешние каналы «Караван» составляют в общем объеме до 4,5 Гбит/с, их поставщиками выступают три оператора, включая TeliaSonera (2 Гбит/с) и «Комстар-Директ». Собственная транспортная сеть, построенная «Караваном» в Москве, насчитывает около 800 км (при том, что в 2005-м году она была в районе 350 км, в 2006-м году – 500 км), с планами увеличения ее протяженности до 1,1 тыс. км. к концу следующего года. Внутренняя сеть передачи данных базируется на технологии Gigabit over Ethernet с пропускной способностью до 10 Гбит/с и SDH пропускной способностью до STM-16 (2.5 Гбит/с). При построении сети используются коммутаторы Cisco Catalyst 6500. У компании организовано несколько десятков выносов по городу, при этом она присутствует во всех основных точках обмена трафиком в Москве (в том числе ММТС-9, ММТС-10, ЦСС МПС). Также «Караван» оказывает услуги в Подмосковье, но в ограниченном объеме – фактически только для своих существующих клиентов, которые имеют подразделения за пределами столицы. Кроме того, «Караван» является одной из первых компаний в России, которые запустили услугу по защите от DoS-атак ресурсы свои клиентов, которые располагаются в сети «Каравана» (данный сервис обойдется абоненту в сумму $1 тыс. за месяц).

Основные рынки сбыта для «Каравана» всегда были SMB (средний и малый бизнес) и SOHO (домашний офис и малый офис). Более того, не смотря на относительно высокий ARPU (в районе $76 за текущий год), из $16,5 млн, которые «Караван» намерен заработать в этом году, существенная часть придется на услуги хостинга и связанные с ним сервисы – на их клиентов приходится до 50 % выручки оператора в денежном выражении, а по количеству подписчиков этот показатель будет выше – до 80 %. Всего на данный момент у «Каравана» около 12 тыс. клиентов (подписанных договоров). По итогам 2005 года у компании было в районе 9 тыс. клиентов, количество которых выросло на 1 тыс. к концу 2006-го года, и еще на 2 тыс. – в течение прошедших месяцев 2007-го года. План на 2008-й год – довести этот показатель до 15 тыс. клиентов. По итогам 2006-о года средний доход с одного абонента, составлял в районе $71, а к концу 2008-го год – около $92.

Однако в этом году, как рассказал президент компании «Караван» Станислав Другалев, компании удалось получить первые крупные проекты, связанные с нестандартными решениями – такими, которые редко «вписываются» в бизнес-процессы и тарифную сетку крупных операторов. Не смотря на то, что таких заказов еще не так много, на них приходится уже в районе 30 % от выручки оператора. Среди первых клиентов такого рода – разработчик интернет-ПО SWSoft (здесь было объединено около 1 тыс. рабочих мест в нескольких странах мира, с ядром сети в Москве), сборщик ПК и серверов Kraftway (здесь была создана единая телекоммуникационная инфраструктура, в том числе и для недавно построенного в области завода, которая включила в себя старые фрагменты сети), российский офис Electronic Arts, компания «Круг Кронберг». «Мы намерены и далее двигаться в сторону конвергентных нестандартных решений, и работать в этом плане с более крупными клиентами. Здесь мы следуем тренду рынка, когда уже произошел переход к получению различных услуг к системе от единого поставщика. Кроме того, мы планируем выводить новые продуктовые линейки на рынок, которые будут формироваться исходя из указанных выше тезисов, - прокомментировал Станислав Другалев, - Поэтому, в соответствии с выбранной стратегией развития бизнеса, абонентская база будет увеличена в будущем году на 25%, а рост ARPU за счет нового подхода к продаже услуг фиксированной связи предполагается в пределах 20%. Реализация поставленных задач будет осуществлена за счет сфокусированности на потребностях абонентов, предоставлении комплексных услуг связи и оптимизации маркетинговой политики».

Запланированный объем инвестиций «Каравана» на 2008 год составляют около $6 млн. Из них $2 млн будут потрачены на первый этап строительства нового дата-центра компании – существующий уже не позволяет удовлетворить спрос, и более того – компании пришлось даже ввести здесь заградительные тарифы. Площадь нового дата-центра составит 1 тыс. кв.м.. Сетевое и компьютерное оборудование будет использовано от таких вендоров как Cisco, Intel (сборщик серверов – Kraftway), энергетическое – от General Electric, Gesan, Merlin Gerin. Общая потребляемая мощность дата-центра будет гарантирована на уровне 2 МВт. Переезд существующих клиентов (который займут около 20 % мощности нового дата-центра) и предварительные продажи услуг новой площадки намечены на I-II кварталы 2008 года, а выход на проектную мощность и полноценный старт – на IV квартал. Общая сумма инвестиций в проекты подобного рода, по оценкам экспертов, составляет в районе $3-4 млн. После этого компания планирует активизироваться в сегменте хостинга – возможности для этого даст новый дата-центр. Сейчас «Караван» разрабатывает единую автоматическую систему биллинга и абонентского обслуживания, которая позволит абонентам получать и контролировать услуги в режиме, близком к автоматическому.

Напомним, что рынок фиксированных услуг связи в Москве очень насыщен. Тем не менее, наблюдатели рынка отмечают, что для игроков средней руки на нем место может найтись – традиционные преимущества небольших операторов связи перед крупными – гибкость в подходе к клиенту, индивидуальная работа с ним и т.д. Другие столичные игроки, также относящиеся ко второму эшелону, тоже не останавливаются. В частности, напомним, что недавно компания «Гарс Телеком» анонсировала свои намерения активизироваться как на столичном рынке, так и на некоторых региональных (см. новость от 31 июля 2007 г.), а «ВестКолл» объявил о появлении нового акционера компании, который был призван решать похожие задачи (см. новость от 1 августа 2007 г.).

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Интернет, Интернет-провайдеры, стать провайдером Интернета, доступ в Интернет, фиксированная связь, операторы фиксированной связи, рынок фиксированной связи, тарифы фиксированной связи, офисные сети, VoIP, телефонная связь, Ethernet, цифровое телевидение, Golden WiFi, прямой московский номер, сети передачи данных, финансы, электросвязь, Интернет-провайдеры Москвы, инвестиции, прямые инвестиции, управление инвестициями, инвестирование, инвестор, инвестиционные компании, финансирование, привлечение инвестиций, куда вложить деньги, вложение денег, инвестиционная деятельность, инвестиционная привлекательность, Ростелеком, FTTB, АТС, продажа, выручка, КТВ