В регионы - несмотря на замедление. Собирается Tele2

Вчера, 23 октября 2008 года, сотовая компания «Tele2 Россия» опубликовала отчет по итогам работы за третий квартал и девять месяцев 2008 года. Согласно полученным данным, абонентская база оператора претерпевает спад прироста. При этом финансовые показатели демонстрируют положительную динамику. Что касается планов компании на 2009 год, то приоритетными остаются такие направления, как развитие региональных сетей, а также увеличение сфер влияния: группа Tele2 намерена инвестировать в такие области телекоммуникационного рынка, как фиксированная телефония и широкополосный доступ.

Третий квартал 2008 года для компании «Tele2 Россия» завершился увеличением абонентской базы на 449 тыс. человек. В целом это говорит о замедлении темпов прироста  —  за этот же период в 2007 году в российском сегменте сети Tele2 было зарегистрировано 631 тыс. новых абонентов. Во втором квартале 2008 года прирост также был существеннее - 606 тыс. человек за период с апреля по июнь.

Что касается финансовых показателей «Tele2 Россия», то в июле - сентябре 2008 года здесь наблюдается положительная динамика: операционная выручка достигла $266 млн. Еще во втором квартале этого года она составляла $265 млн, а в третьем квартале прошлого года объем операционной выручки равнялся $192 млн. Показатель EBITDA по последним данным также подрос: в третьем квартале 2008 года он составил $95 млн, за предыдущие три месяца был зафиксирован на уровне $94 млн, а  в третьем квартале 2007 года составил $64 млн. Соответственно, увеличилась и рентабельность по EBITDA -  до 36 % в течение третьего квартала 2008 года в сравнении с 33 % за тот же период 2007 года.

В «Tele2 Россия» подчеркивают, что данные результаты получены несмотря на увеличение операционных и капитальных расходов компании, направленных на развертывание сети в Краснодарском крае, а также в 17 новых регионах, где недавно были получены лицензии. Средний доход на абонента (ARPU) составил $9,08  в третьем квартале 2008 года (для сравнения: в третьем квартале 2007 года было $8,15). Здесь положительная динамика обусловлена улучшением качества сервиса и экономическим ростом (229,34 и 208 рублей соответственно).

Что касается показателей за 9 месяцев 2008 года, прирост числа абонентов составил 1374 тыс. человек - по сравнению с 1543 тыс. за тот же период в 2007 году. Операционная выручка за указанный период достигла $743 млн - от $529 млн за 9 месяцев 2007 года. Показатель EBITDA за первые 9 месяцев этого года достиг отметки в $265 млн. По итогам первых 9 месяцев прошлого года этот показатель составил $167 млн. 

В целом по состоянию на 30 сентября 2008 года число абонентов «Tele2 Россия» равняется 9943 тыс. человек, что превышает 52 % от численности всех абонентов мобильной связи по группе Tele2. В «Tele2 Россия» прогнозируют, что в первом полугодии 2009 года общее число абонентов компании в регионах присутствия достигнет 11 млн человек, при этом ARPU в среднесрочной перспективе превысит USD10. Показатель маржи EBITDA предполагается в пределах 35-40 %. Оператор ожидает увеличения ежеквартального прироста абонентской базы на 300-500 тыс. человек.

За сентябрь 2008 года, согласно данным аналитической группы AC&M Consulting, Tele2 имеет наибольшую долю рынка в 5 регионах России: Челябинске, Ростове-на-Дону, Омске, Удмуртии и Воронеже. Еще по пяти регионам компания занимает второе место среди операторов сотовой связи России.

На предстоящий период в «Tele2 Россия» запланировано активное региональное продвижение. На конец 2008 года намечен коммерческий запуск сети в Краснодарском крае. В «Tele2 Россия» подчеркнули, что рыночная стратегия в этом регионе не будет отличаться от стратегии в остальных регионах присутствия Tele2: низкие цены, хорошее качество связи и обслуживания, агрессивная маркетинговая коммуникация, построенная на платформе «Мафия». Ожидается, что сеть Tele2 сначала появится в ключевых городах региона и на Черноморском побережье, после чего будет интенсивно развиваться.

Что касается дальнейшей региональной экспансии, то в 2009 году в коммерческую эксплуатацию будут запущены 9-12 из 17 регионов, где сейчас достраивается сеть Teie2. Планируется, что безубыточность здесь будет достигнута в течении трех лет с момента коммерческого запуска — сроки могут варьироваться как в большую, так и в меньшую сторону с учетом особенностей работы в каждом конкретном регионе. При этом в Tele2 полагают, что в долгосрочной перспективе доля рынка в новых регионах не должна значительно отклоняться от исторически сложившейся доли рынка, занимаемой «Tele2 Россия».

Анализируя ситуацию на телекоммуникационном рынке России, председатель правления «Tele2 Россия» Юрий Домбровский отмечает: «В последнее время наблюдаются позитивные изменения в регулировании телекоммуникационного рынка. Это и введение принципа «одного окна» при получении частот ГРЧЦ, и техническая нейтральность при выделении полос частот ГКРЧ, и уведомительный характер регистрации. Такие изменения ускорят ввод сетей, помогут операторам в нынешнее нелегкое время».

Расширение операционной деятельности Tele2 будет продолжаться не только за счет получения новых лицензий, но также и за счет дополнительных приобретений — компания, например, рассматривает возможности выхода на рынки стран СНГ.

Кроме того, Tele2 намерена акцентировать внимание на качестве предоставляемых абонентам сервисов. В настоящее время компания завершает этап перестройки и входит в новый этап трансформации, в связи с чем ожидается модернизация продуктового портфеля. «Сейчас людям нужна мобильность – и они хотят получать ее здесь и сейчас. Потребитель платит только то, что дает ему какую-то ценность. Инвестируя больше в покрытие, емкость и качество сети, мы предложим нашим потребителям великолепные продукты, но опять-таки по лучшей цене», - говорит президент «Tele2 Россия», директор регионов «Россия» и «Центральная Европа» Донна Корднер.

В целом группа Tele2 намеревается также активно развивать такие телекоммуникационные  направления, как фиксированная телефония и широкополосный доступ в Интернет. «Сейчас у группы Tele2 хорошие финансовые возможности, и мы рассматриваем возможности инвестирования в наши основные бизнесы. Заглядывая вперед, мы будем больше фокусироваться на росте в сегментах мобильной связи, мобильного Интернета и корпоративных услугах. Мы не должны забывать наши корни, напоминающие нам о том, что Tele2 успешна именно как компания, бросающая рынку вызов и открывающая новые возможности», - заявила Донна Корднер.

Отметим, что третий квартал 2008 года отмечен рядом маркетинговых инициатив «Tele2 Россия». Так, в третьем квартале, в августе 2008 года, Tele2, известная на рынке как сотовый дискаунтер, объявила о снижении стоимости на некоторые услуги связи. Например, на федеральном уровне, в том числе и в регионах присутствия в ПФО, оператор объявил о снижении цен на внутрисетевой роуминг (см. новость дайджеста раздела Tele2 от 12 августа 2008 г.).

В июле 2008 года «Tele2 Россия» сообщила о тиражированнии коммуникационной концепции «Мафия» в регион «Tele2 Эстония». Эта платформа была разработана и запущена в 2006 году российским креативным агентством Partizan. В основе концепции – похождения трех итальянских мафиози, которые не желают переплачивать за то, что можно купить дешевле, и всячески отстаивают свои права. Помимо Эстонии проект сегодня используется в регионе «Tele2 Хорватия» (см. новость дайджеста раздела Tele2 от 23 июля 2008 г.).

Подробности

В России компания Tele2 работает с 2003 года. Сейчас «Tele2 Россия» оказывает услуги мобильной связи стандарта GSM в 16 регионах: Петербурге и Ленинградской области, а также в Архангельской, Мурманской, Новгородской, Кемеровской, Ростовской, Омской, Нижегородской, Смоленской, Курской, Воронежской, Белгородской, Липецкой, Челябинской областях, в Удмуртской Республике и Республике Коми. Также компании принадлежат сети сотовой связи в Краснодарском крае и Адыгее. В конце 2007 года оператор получил лицензии на работу еще в 17 регионах РФ. Общее число жителей на территориях, где Tele2 обладает лицензиями, превышает 60 млн человек. Абонентами Tele2 в России на данный момент являются 9,485 млн человек (по состоянию на 30 июня 2008 года). Согласно данным аналитической группы AC&M Consulting (июнь 2008), Tele2 имеет наибольшую долю рынка в 4 регионах (Челябинск, Ростов-на-Дону, Омск и Воронеж). Исходя из данных агентства, на конец июня этого года доля оператора на российском рынке составляет около 5,5 %, а на таком насыщенном рынке, как Петербург, – около 13 %.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Билайн, МТС, GSM, МегаФон