ComNews Research: итоги развития рынка сотовой связи стран СНГ в 2008-2010 гг.

Аналитики ComNews Research выпустили итоговый отчет по развитию рынка сотовой связи в странах СНГ с 2008 по 2010 гг. Согласно выводам исследования, в этот период ARPU сотовой связи во всех странах снижался в среднем на 10 % в долларовом выражении ежегодно, составив падение по всем странам в размере 27 % в целом за рассматриваемый период. При этом уменьшение затрат абонентов на связь не сопровождается падением голосового трафика, о чем свидетельствует рост количества минут, используемых средним абонентом, в среднем на 30 % за прошедшие два года. Конкурентная ситуация на рынке сотовой связи всех стран – участниц содружества, за исключением Туркменистана и Украины, также улучшилась.

По итогам 2010 года Армения, Беларусь, Казахстан, Россия и Украина по уровню проникновения услуг сотовой связи преодолели рубеж в 100 % (а в России и рубеж 150 %, см. материал рубрики «Аналитика» от 2 сентября 2011 г.). Азербайджан, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан находятся на пороге полного проникновения услуг сотовой связи среди взрослого и работоспособного населения – от 85 % до 100 %, и лишь в Грузии, Туркменистане и Узбекистане услугами мобильной связи пользуются 63-75 % от всего населения страны. В то же время исследователи ComNews Research отмечают, что приводить какие-то показатели относительно абонентской базы сотовой связи Туркменистана с достоверной точностью весьма затруднительно. Поскольку из-за отмены лицензии МТС на осуществление своей деятельности в этой стране, в конце декабря 2010 года более 2,3 млн абонентов остались без доступа к услугам мобильной связи. Единственный оставшийся в стране оператор «Алтын Асыр» переподключить всех этих абонентов к своей сети в короткие сроки не смог. По итогам данных изменений активных абонентов в стране сейчас насчитывается примерно на 60 % меньше, чем было на конец 2008 года.

При этом наибольшие среднегодовые сглаженные темпы роста (CAGR) в период 2008-2010 гг. показали также страны, находящиеся в условиях становления и формирования рынка сотовой связи: Туркменистан (52,5 %), Таджикистан (12,1 %), Узбекистан (16,8 %) и Азербайджан (10,7 %). Что объясняется высокой рыночной конъюнктурой и периодом становления рынка. В России и Казахстане среднегодовой прирост в границах до 10 % объясняется достаточной степенью насыщенности рынка и определенным уровнем устойчивости экономики. Отрицательную динамику роста общего объема выручки от услуг сотовой связи за прошедшие два года показали лишь Армения, Грузия и Украина, ежегодно сокращая этот показатель на 47,5 %, 8 % и 23,3 % соответственно. Основными причинами этого явления можно назвать девальвацию национальной валюты, а также падение показателей ARPU и APPM в этих странах. Наибольший рост по показателям выручки от услуг сотовой связи в рассматриваемый период продемонстрировали рынки Туркменистана (с учетом бизнеса МТС) и Узбекистана, выросшие в общей сложности на 130 % и 36 % соответственно. Основная причина такой динамики – изначально низкий уровень развития рынка мобильных услуг этих двух стран в 2007-2008 гг. По этой же причине третий по уровню роста показатель в 26 % показал Таджикистан.

 

 Конкурентная ситуация на рынке сотовой связи стран СНГ в период 2008-2010 гг. Часть 1. Данные ComNews Research

Единой тенденцией для всех 12 стран содружества также является снижение показателя средней выручки от одного абонента (ARPU) и параллельный рост показателя средней продолжительности разговора абонента (MoU). В среднем для всех рассмотренных стран ежегодно ARPU сокращался на 10 %, в то время как MoU, наоборот, увеличивался в среднем для всех стран на 15 % ежегодно. По итогам 2010 года наименьший для 12 стран СНГ ARPU зафиксирован в Узбекистане ($4), а наибольший – в Грузии ($11,14). При этом наибольшее ежегодное падение ARPU, более чем на 15 %, показали Узбекистан, Кыргызстан, Украина, Туркменистан и Казахстан. В то же время наибольший ежегодный темп прироста показателя MoU, более чем на 15 %, был зафиксирован в Армении, Кыргызстане, Узбекистане и Украине. Уровень потребления услуг сотовой связи во всех странах СНГ за период 2008-2010 гг. увеличился, что связано как со снижением стоимости на услуги, так и ростом проникновения сотовых телефонов, а также развитием сетей и покрытием ими все больших территорий. На фоне снижения ARPU показатель средней стоимости минуты разговора (APPM) также проявил отрицательную динамику, в среднем снижаясь на 22 % ежегодно в долларовом эквиваленте по всем странам. Наибольшее снижение APPM в целом за два года показал рынок Украины – на 68 %, а наименьшее снижение зафиксировано на рынке Таджикистана – 1 %. Несмотря на кризисные явления, девальвацию национальной валюты и сокращение ARPU, рынки сотовой связи показали прирост общего объема выручки для всех стран около 7 % ежегодно в долларовом эквиваленте. Наибольший прирост за два года показал рынок Узбекистана, увеличившись на 36 %, наименьший – Армении, снизившийся на 70 %, российский рынок показал увеличение на 5 %. Лидером по наиболее высокой цене на услуги сотовой связи по итогам 2008-2010 гг. в странах СНГ является Казахстан, где показатель APPM составил $0,2, лидерами по наименее высокой – Таджикистан и Украина ($0,019), в России этот показатель составляет $0,097. Как отмечают аналитики ComNews Research, уровень ARPU и средняя цена на услуги сотовой связи в Таджикистане, Кыргызстане и Казахстане напрямую коррелирует со среднегодовым ВВП на душу населения. Противоположная ситуация, а именно четко выраженное несоответствие среднедушевых доходов и стоимости сотовой связи наблюдается в Молдове, Грузии и Украине.

Второй общей для всех стран СНГ тенденцией является рост доли дополнительных услуг связи в общем объеме доходов операторов, а также перераспределение структуры самих доходов от VAS в пользу сегмента передачи данных и премиум-контента. Если в 2008 году доля дополнительных услуг связи в общей выручке операторов сотовой связи стран СНГ находилась в промежутке от 8 % до 14 %, а в среднем составляла 9,5 %, то по итогам 2010 года средний долевой показатель VAS в общей выручке составил 11 %, а минимальное и максимальное значение были зафиксированы на уровне 9 % (Туркменистан) и 21 % (Россия). По итогам 2010 года наибольшую долю услуги передачи данных в сетях сотовой связи занимает Россия (35,3 % против 23,9 % в 2008 году) – рост на 11 % (более подробно в материале рубрики «Аналитика» от 27 июня 2011 г.). На столько же вырос данный показатель и в Туркменистане, но лишь по причине полного отсутствия данного вида услуг в 2007-2008 гг. Столь значительное перераспределение выручки в сетях сотовой связи вызвано снижением стоимости голосовых услуг, развитием сетей 3G, а также маркетинговой политикой игроков рынка, стимулирующих изменения в структуре потребления абонентов. Еще одним стимулирующим фактором снижения голосовых доходов и роста доходов в сегменте передачи данных является все возрастающее проникновение смартфонов, телефонов 3G, а также других мобильных устройств, стимулирующих потребление мобильного контента (планшеты). Эти же факторы характерны и для Казахстана, Украины и Белоруссии, где рост доходов от передачи данных по сравнению с 2008 годом составил 5-7 %.

 

Конкурентная ситуация на рынке сотовой связи стран СНГ в период 2008-2010 гг. Часть 2. Данные ComNews Research

 

Во всех рассмотренных странах конкурентная ситуация и уровень концентрации либо значительно улучшились, либо не претерпели значительных изменений, что является, с одной стороны, следствием роста абонентской базы и покрытия сетями сотовой связи территорий страны, но, с другой стороны, также является и одним из основных факторов снижения стоимости услуг и роста разнообразия дополнительных сервисов и предложений. Наименее конкурентный рынок сотовой связи по итогам 2010 года представлен в Туркменистане (здесь после ухода МТС остался вообще один оператор), Армении, Молдове и Казахстане, наиболее конкурентный – в Таджикистане и России (на долю лидера приходится не более 35 % рынка). При этом рынок сотовой связи Казахстана стал единственным, где количество участников не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось, однако эффект от появления третьего GSM-оператора (Tele2) станет заметным только по итогам 2011 года. Несмотря на положительную динамику, все 12 рассматриваемых стран еще не достигли уровня умеренной концентрации рынка (по индексу Херфиндаля-Хиршнамана или HHI), не требующего пристального внимания Антимонопольного комитета.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: ВымпелКом, МТС, 3G, МегаФон, сотовые операторы, абоненты сотовой связи, сотовая связь, операторы мобильной связи России