Согласно исследованию IDC Russia Cloud Service Market рынок облачных услуг в нашей стране, включая публичные и частные облака, в 2017 году вырос на 49,0% к предыдущему году и составил $663,74 млн.
"Оснований не верить данным IDC по росту рынка облачных услуг у меня нет, потому что мы выросли по итогам года более чем на 49%", – рассказал в беседе с корреспондентом ComNews директор по продажам облачных продуктов дата-центра Xelent Павел Ворошилов. Говоря о прогнозах по росту рынка на ближайшие годы, он отметил, что рост рынка сохранится. "Это вызвано тем, что еще довольно много компаний не пользуются публичными облаками. Многие региональные компании в принципе еще не пользовались облаками. С другой стороны, если смотреть на распределенность клиентской базы, то большую часть составляют Москва и Петербург. Потом уже идут региональные города. То есть московские компании либо уже используют облака, либо скоро "переедут" на облачные сервисы, в этом или следующем году. А региональные компании хотя и будут "переезжать", но их доля не такая значительная. Рост со временем будет замедляться, потому что основная часть рынка уже перебралась на облака", - добавил Павел Ворошилов.
Эксперт по облачным услугам компании "Крок" (АО "КРОК Инкорпорейтед") Сергей Зинкевич рассказал, что частные и публичные облака — это разные продукты с разными свойствами. "Если говорить о публичных облаках, то темпы роста этого сегмента рынка находятся в пределах 20-25% в год", - добавил он. Сергей Зинкевич считает, что вряд ли темпы роста облачных услуг будут снижаться, так как еще не все сегменты рынка "распробовали" облака и есть нереализованный спрос. "На наш взгляд, никакого перенасыщения рынка не наблюдается. Последствия блокировок стали стимулом к переходу в облака и побудили многие компании задуматься о резервировании инфраструктуры и правильно выстроенном Disaster Recovery. Особенность работы digital-компаний, когда все услуги предоставляются пользователям онлайн и высока чувствительность к любым сбоям, также способствует росту потребления облачных сервисов. Со стороны digital-сервисов серьезно выросли требования к непрерывной работе и доступности бизнес-систем и готовности инфраструктуры к пиковым нагрузкам. Почти 80% заказчиков, пользующихся облачной услугой по модели IaaS, также обращаются за сервисом BaaS. Это тоже стимулирует спрос на катастрофоустойчивые сервисы класса DRaaS, построенные по модели гибридного облака или сочетающиеся с услугой по аренде и поддержке выделенной вычислительной инфраструктуры", - поделился с корреспондентом ComNews своими наблюдениями Сергей Зинкевич.
"2017 год ознаменовался ростом интереса к облакам не только со стороны потенциальных потребителей, но и со стороны компаний, способных сделать серьезную заявку в качестве поставщиков облачных услуг. Среди последних – хорошо известные представители телекоммуникационной отрасли и интернет-компании", - сообщается в исследовании IDC.
"На облачный рынок вышли МТС и "Билайн" (ПАО "ВымпелКом") со своими продуктами. Но со своей стороны мы видим, что клиенты неохотно переходят к ним ввиду того, что это непрофильное направление для текомуникационных компаний, и по качеству оказываемых ими услуг есть много нареканий. Мы получаем эту информацию от заказчиков, которых подключили в 2018 году. МТС и "Билайн" только сделали продукт, но он еще недостаточно "обкатан". Каких-то клиентов все устраивает, но ряд крупных заказчиков все равно после тестирования выбирают наши решения или решения наших партнеров", - комментирует Павел Ворошилов.
По поводу конкуренции телекоммуникационных компаний с другими поставщиками на рынке облачных сервисов он отмечает, что тот же "Ростелеком" уже давно закрепил свои позиции на этом рынке и у него есть определенная клиентская база, поэтому "Ростелеком" составляет конкуренцию. "Появление на рынке "Билайна" и МТС усилит конкуренцию, но она и так высокая. В каждом тендере учувствуют порядка 10-15 компаний, и это много. Появление дополнительных игроков ничего особо не изменит, поскольку конкуренция как была высокой, так и останется. С другой стороны, у представителей телекоммуникационного рынка довольно обширное количество продавцов в регионах, и это может побудить региональный бизнес перейти в облако. Это усилит рост рынка", - объясняет Павел Ворошилов.
Менеджер по продуктам и инновация ЦОД Linxdatacenter в Москве Константин Андреенко отметил, что телеком-операторы целятся преимущественно в сегмент B2C и малого бизнеса, поэтому вряд ли они станут серьезными конкурентами крупным облачным провайдерам, предлагающим решения на базе собственных ЦОД и корпоративные облака высокой надежности. "Однако они могут составить конкуренцию хостинг-провайдерам без собственных больших вычислительных ресурсов", - добавил он. Константин Андреенко также уточнил, что в целом предложение Linxdatacenter по облакам востребовано операторами связи – крупные телеком-компании используют облачные сервисы компании для повышения качества услуг для своих заказчиков, стремятся уйти от классической модели телеком-бизнеса.
Сергей Зинкевич считает, что операторы связи становятся публичными облачными провайдерами, но на Enterprise-рынке лучше себя зарекомендовали профессиональные облачные провайдеры, предоставляющие облачные услуги в качестве своего основного бизнеса. "Из-за особенностей бизнеса, телеком-операторы более эффективно работают в сегменте SMB, так как у них традиционно высока доля корпоративных клиентов из этого сектора", - добавил он. Говоря о конкурентноспособности телекоммуникационных компаний в облачной отрасли, Сергей Зинкевич отметил, что операторы связи стали активнее играть на этом поле, но вряд ли это существенно изменит конкурентную ситуацию на рынке. "Они заинтересованы в диверсификации бизнеса за счет расширения линейки облачных сервисов, которые увеличат ARPU и позволят компенсировать снижение доходности традиционных услуг связи. Учитывая этот тренд, мы разработали партнерскую программу в двух форматах: white label и реферальное партнерство. Программа позволяет операторам эффективно монетизировать абонентскую базу, используя инфраструктуру и компетенции "Крок" в облачных технологиях", - говорит Сергей Зинкевич.
В исследовании IDC отмечается, что в 2017 году публичная модель доставки облачных услуг доминировала, при этом самой быстрорастущей продуктовой категорией стала IaaS (инфраструктура как сервис), а ключевым потребителем этих услуг все чаще становятся достаточно крупные компании из таких отраслей экономики, как розничная и оптовая торговля, банковский и страховой бизнес. "Стремление снизить риски, связанные с внедрением новых продуктов, прототипирование решений и интеграция уже имеющихся компонентов, все чаще приводит компании к мысли использовать облачные услуги как минимум для создания сред разработки и тестирования", - говорится в исследовании IDC.
"Поскольку малые предприятия все чаще выбирают услуги аутсорсинга, доля программного обеспечения как услуги (SaaS) продолжала сокращаться на российском рынке облачных услуг в 2017 году. Интерес крупных и очень крупных компаний к DevOps и аналитике больших данных привел к серьезному росту потребления продуктовых категорий IaaS и PaaS. Принятая в 2017 году программа цифровизации экономики будет лишь усиливать эту тенденцию в ближайшие несколько лет", — рассказал руководитель исследований облачных услуг IDC Дмитрий Гаврилов.
"Облачные сервисы стали неотъемлемой частью ИТ-стратегии практически любого предприятия. Особенно это критично для тех индустрий, где потери данных и недоступность сервиса абсолютно неприемлемы, в связи с чем растет доля катастрофоустойчивых облачных платформ. Инфраструктура ЦОДа уровня Tier III уже по определению подразумевает надежность не менее 99.982%, а работая в паре они гарантируют практически стопроцентную доступность, что жизненно важно для таких областей, как банки, медицина, розничная торговля, связь", - сообщили корреспонденту ComNews в пресс-службе компании IXcellerate "Максимальная доступность становится уже стандартом в нашем все более технологичном мире, где роль интернет-сервисов, связности и вычислений продолжает неуклонно расти", - сказал корреспонденту ComNews управляющий директор IXcellerate Дмитрий Фокин.
Павел Ворошилов считает рост IaaS закономерностью, потому что это основа облачных услуг. "Сегмент PaaS тоже вырос, мы это видим, но IaaS растет более быстрыми темпами. Сначала люди присматриваются к IaaS, а потом уже переходят на PaaS. То есть вы продали основной продукт, а потом продали дополнительный сервис. PaaS – это дополнительный сервис", - комментирует Павел Ворошилов.
"По нашей клиентской базе мы видим, что у крупных клиентов доверие к облаку вырастает. Когда растет доверие к облаку, компании готовы переносить туда больше сервисов, особенно некритичных к безопасности. И обезличенные данные переложить в облако – это один из кейсов. С другой стороны, большим объемом данных обладает сегодня ограниченное число компаний в России. Это ретеил, банки, страховые компании. Они и обеспечивают рост сегмента аналитики больших данных. Рост рынка идет за счет них, но ими же и ограничен", - говорит Павел Ворошилов.
Константин Андреенко сообщает, что исходя из практики Linxdatacenter, рост обеих категорий услуг, действительно, наблюдается. "По IaaS рост совершенно очевиден, его может констатировать любой, кто наблюдает за рынком или работает на нем. Что касается PaaS, то это категория продуктов достаточно размыта из-за своей близости к SaaS. Если обе категории (SaaS и PaaS) считать как одну, то тогда можно говорить о росте, хотя его темпы на наш взгляд, существо ниже, чем у IaaS", - пояснил Константин Андреенко. Оценивая причины роста, он отметил, что бизнес оптимизирует расходы, переводит затраты из CapEx в OpEx, многие ИТ-департаменты передают ряд своих задач на аутсорсинг, играет роль и общий тренд по "цифровизации" деятельности компаний.
Сергей Зинкевич из "Крок" заметил, что произошел серьезный рост потребления продуктовых категорий IaaS и PaaS. "На фоне роста аутсорсинга ИТ-услуг потребление IaaS и PaaSувеличивается даже быстрее, чем приводится в прогнозах. В первую очередь, рост обеспечивается компаниями, придерживающимися стратегии Digital First - онлайн-ретейлерами, самыми разными digital-сервисами и банками, которые запускают новые цифровые продукты и доверяют облакам все больше значимых для бизнеса ИТ-систем", - рассказал он. Сергей Зинкевич также отметил, что рост автоматизации и количества DevOps сказывается на сценариях потребления облаков. "Мы видим все больше запросов на готовую автоматизацию. Рынок растет и благодаря углублению цифровизации бизнеса и фокусу на снижение издержек на содержание традиционной вычислительной инфраструктуры. Появился целый ряд компаний, работающих исключительно в цифровой среде – сервисы по заказу такси, доставке еды, покупке билетов, клинингу. Все эти компании изначально заинтересованы в гибкой инфраструктуре с минимальными издержками на запуск бизнеса. Среди заказчиков облака "Крок" доля таких компаний тоже растет. Например, сервис "Туту.ру" использует облако "Крок" для запуска новых продуктов и сокращения сроков запуска виртуальных серверов", - прокомментировал Сергей Зинкевич.
"Увеличение роли real time аналитики в бизнесе и data driven маркетинг способствуют росту спроса на облачную инфраструктуру. Крупнейшим компаниям массового рынка уже недостаточно просто получать доступ к облаку – им необходима гарантированная производительность и возможность обрабатывать в облаке большие массивы информации для оперативного принятия решений здесь и сейчас. Прежде всего, это ретейлеры, банки, страховые компании – бизнес, традиционно завязанный на работу с большими данными. Кроме того, бизнесу необходимы готовые среды для разработки и тестирования продуктов. Облака дают возможность оперативно получать доступ к такой инфраструктуре. Например, разработчик ПО для информационной безопасности Positive Technologies тестирует новые версии продуктов в защищенном облаке "Крок", - рассказал Сергей Зинкевич.
Павел Ворошилов видит два барьера на пути к развитию облачного рынка услуг в России: непростую экономическую ситуацию в стране и сохраняющуюся тенденцию российского предпринимателя хранить данные при себе. "Сейчас в условиях непонятной экономической ситуации руководители компаний боятся делать определенные шаги. В связи с этим компании думают оставить ли все как есть, или перенести некритичные сервисы в облако. Второй барьер, это сравнение железа и облака. Руководители компаний сравнивают, сколько ресурсов информация будет занимать в облаке и стоимость железа. Пока российский бизнес будет сравнивать эти варианты, переход в облако будет затормаживаться. Сейчас клиент хочет купить себе железо. Для российского бизнеса пока сохраняется тенденция: потратить больше денег сразу, чтобы у него было все при себе, и это мешает развиваться облачным услугам", - говорит Павел Ворошилов.
Константин Андреенко из Linxdatacenter основным фактором влияния на рынок в 2019 году называет появление российских крупных провайдеров, которые стремятся оказывать свои облачные услуги по аналогии с AWS, Google, Azure. "Свое слово здесь могут сказать Mail.Ru Group, "Яндекс", провайдеры гособлаков ("Сбертех"). Если проекты этого уровня будут развиваться, они смогут удовлетворять существенную часть спроса на облака. Объем вычислительных ресурсов у крупнейших ИТ-компаний федерального уровня для этих задач есть. Это нормальное развитие рынка: средние и мелкие cloud-провайдеры в этой перспективе будут серьезно развивать свои линейки облачных продуктов, и рынок только выиграет. Также набирают популярность микросервисы, в России одна из самых сильных школ разработки, поэтому данный сегмент растет и развивает cloud-направление в целом", - говорит Константин Андреенко.
Сергей Зинкевич отмечает, что он наблюдает типовые барьеры для новых рынков – уровень доверия к услугам, качество сервиса, незрелость инфраструктуры каналов связи в регионах. "Облачные провайдеры работают над повышением качества услуг. За последний год мы серьезно расширили функции облака "Крок" и новое качество персональной команды поддержки дает серьезное преимущество над глобальными игроками с автоматизированной поддержкой", - резюмирует он.
Юлия Мельникова