Дочерняя компания «Роскосмоса» АО «Спутниковая система «Гонец» получила контрольный пакет над совместным предприятием ООО «УанВеб», созданным вместе с британским спутниковым оператором OneWeb – компанией, занимающейся строительством системы всемирного спутникового интернета. По данным СПАРК, доля «Гонца» в ООО «УанВеб» выросла с 40% до 51%, доля структуры OneWeb снизилась с 60% до 49%.
OneWeb — это британская компания, занимающаяся созданием международной спутниковой сети мобильной передачи данных. Со слов основателя и руководителя OneWeb Грега Уайлера, для построения полноценной всемирной группировки ей необходимо запустить как минимум 600 спутников, а позднее довести их количество до 900. Считается, что к 2027 году это позволит обеспечить всех землян высокоскоростным доступом в интернет.
Однако в настоящее время Федеральная служба безопасности (ФСБ) России выступает против этого проекта, считая, что существование такой группировки может служить разведывательным целям. В результате Госкомиссия по радиочастотам отказалась выделять частоты для создаваемой международной сети OneWeb, заявив, что запрошенные частоты могут потребоваться для российской группировки арктических спутников.
Какое бы ни было решение российских властей, спутниковая интернет-компания OneWeb продолжает свой проект. Она планировала еще в мае 2018 года запустить первые 10 операционных спутников. Однако запуск был перенесен, а в августе 2018 года было объявлено, что первый испытательный запуск может состояться 26 февраля 2019 года с космодрома Куру. Он должен вывести на орбиту первые шесть спутников OneWeb с помощью российской ракеты-носителя Союз-СТБ.
Согласно предварительным планам OneWeb, уже в 2019 году клиенты начнут получат интернет-доступ со скоростью 500 Мбит/с, а на втором этапе будут запущены спутники второго поколения, которые к 2021 году предоставят высокоскоростной интернет с пропускной способностью 2,5 Гбит/с.
Британская компания OneWeb намерена обеспечить спутниковым интернетом всю планету. Однако для работы в России ей пришлось отказать от контроля над местным подразделением – компанией «Уанвеб», созданной в 2017 году для развития проекта OneWeb на территории России. Как сообщал Reuters со ссылкой на источники в ФСБ и министерстве цифрового развития и связи, такие условия были выдвинуты российскими властями.
До недавнего времени британская компания OneWeb владела 60% в российском ООО «Уанвеб», а 40% принадлежали российскому партнёру OneWeb — компании «Гонец», контролируемой «Роскосмосом». «Гонец» давно намеривался увеличить свою долю в совместном предприятии до 51% и даже искал подрядчика для оценки рыночной стоимости недостающей доли OneWeb в «Уанвеб». Информация об этом была размещена в тендере, опубликованном на сайте госзакупок 1 октября 2018 года.
Однако этот проект вызвал разногласия среди российских властей. По данным Reuters, в ФСБ высказали опасение, что запуск OneWeb в России может представлять угрозу национальной безопасности. Об этом заявил представитель ФСБ Владимир Садовников на конференции в Москве в октябре 2018 года. Было заявлено, что обещаний OneWeb не заниматься разведкой на территории России недостаточно, необходимы юридические гарантии.
Садовников также указал, что OneWeb может стать монополистом на рынке спутникового интернета в отдалённых регионах России, что «сделает нерентабельной деятельность российских операторов связи» и «поставит ряд российских регионов в полную зависимость от иностранных систем связи».
В то же время этот проект является важным для «Роскосмоса», прежде всего с финансовой стороны. Его интерес в проекте объясняется тем, что «Роскосмос» обеспечивает запуск спутников на орбиту.
В конце 2017 года ООО «Уанвеб» подавала заявку в Государственную комиссию по радиочастотам на получение частот для запуска OneWeb в России. Заявку поддержали ФСО, Министерство обороны и Роскосмос. Против допуска OneWeb на российский рынок высказался Роскомнадзор. В результате ГКРЧ выдал немотивированный отказ.
Ожидалось, что ГКРЧ рассмотрит вопрос о выделении частот для OneWeb в начале ноября 2018 года. «Уанвеб» подала просьбу в Государственную комиссию по радиочастотам (ГКРЧ) на получение частот. Компания запрашивала частоты в диапазонах 27,5-29,1 ГГц, 29,5-30 ГГц, 14-14,5 ГГц (Земля – космос) и 17,8-18,6 ГГц, 18,78-19,3 ГГц и 10,7-12,7 ГГц (космос – Земля).
Однако комиссия отказалась выделять частоты для сети спутникового интернета OneWeb. Причиной отказа стало то, что необходимые для этой системы частоты могут потребоваться для российской группировки арктических спутников. Против участия России в проекте OneWeb продолжала выступать ФСБ, утверждая, что спутниковая сеть может использоваться в разведывательных целях в ущерб национальной безопасности России. В ответ глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял, что проект может быть реализован и без участия России, причем тогда страна лишится возможности как бы то ни было влиять на него.
В январе 2019 года появилось сообщение агентства Reuters, которое со ссылкой на собственные источники писало, что OneWeb намеревается обменять у российских властей 12,5% своих акций на частоты, которые нужны оператору в России. И российское правительство, и сам OneWeb опровергли данные Reuters. Важно отметить, что месяцем раньше, в конце декабря, Reuters сам сообщал (https://www.reuters.com/article/us-russia-space-oneweb/u-s-oneweb-satellite-service-has-not-offered-stake-to-russia-idUSKCN1OS05K), что OneWeb не получал предложений со стороны российских властей.
В конце января 2019 года РБК сообщил, ссылаясь на источники на телекоммуникационном рынке, что бывший глава Минкомсвязи Николай Никифоров намерен выкупить 12,5% OneWeb, для чего собирает группу инвесторов. Он предлагал поучаствовать в сделке основному владельцу АФК «Система» Владимиру Евтушенкову, совладельцу USM Алишеру Усманову, совладельцу НОВАТЭКа Леониду Михельсону, крупнейшему акционеру «Норникеля» Владимиру Потанину и совладельцу Альфа-банка Петру Авену.
В это же время OneWeb сообщил, что совместное с «Гонцом» предприятие ООО «Уанвеб» будет реструктуризовано с целью соблюдения российских законов. После реструктуризации контроль над СП должен был прийти к российской стороне.