В 2014 году Россия взяла активный курс на импортозамещение в стратегически важных отраслях. Так, на конференции в Сочи советник председателя Совета Федерации ФС РФ Руслан Гаттаров сказал: «Наши задачи - укрепление цифрового суверенитета России, переход на использование СПО, развитие инфраструктуры электронного правительства. Сегодня, говоря о наших ожиданиях, нужно прежде всего ставить вопрос импортозамещения. Будем поддерживать отечественного производителя. Нужно объединиться всем: министерствам, ведомствам, бизнесу. Бизнес должен создавать конкурентоспособные продукты, а власть должна эти проекты поддерживать... Необходима агрегация, централизация и модернизация уже существующих региональных информационных систем Нам очень важно, чтобы был конструктивный диалог власти с бизнесом: развитие государственно-частного партнерства — один из наших главных приоритетов в ИКТ».
Президиум конференции «Взгляд в электронное будущее».
Cоветник председателя Совета Федерации ФС РФ Руслан Гаттаров
и президент компании «Ростелеком» Сергей Калугин
«Ростелеком», как один из крупнейших инновационных партнеров государства, проводит активную политику импортозамещения в ИКТ-отрасли, развивая сервисы на базе единой поисковой системы «Спутник». «Ростелеком» - партнер государственных инфраструктурных (устранение «цифрового неравенства», ЕГЭ, электронное правительство), отраслевых (медицина и образование, «112», «Безопасный город», КСЭОН) и инновационных (гео-информационные системы, ЖКХ) проектов.
Позицию «Ростелекома» по вопросам перспектив импортозамещения, инвестиций в российские ИТ-компании и дальнейшего продуктивного диалога с государством обозначил президент компании Сергей Калугин. Прежде всего, он уточнил, что термин «импортозамещение» как таковой не должен означать, что отечественные компании будут занимать позиции «догоняющих» по отношению к зарубежным: «Я считаю, что российские производители должны не догонять, а конкурировать на равных, уверенно смотреть в будущее».
«Проектом импортозамещения мы занимаемся уже больше года, понимая, что национальный оператор должен иметь сегмент сети, построенный на национальном оборудовании, и управляемый национальным программным продуктом. Этим вопросом занимается в компании специально созданный Совет по импортозамещению и лично старший вице-президент по эксплуатации и управлению сетевой инфраструктурой Александр Цейтлин. Мы приняли решение, что как минимум 30 % оборудования, установленного на наших сетях, в ближайшем будущем должно быть поставлено российскими производителями и управляться российским софтом. Эта цель открывает большие возможности прежде всего для ИТ-компаний. Но мы, разумеется, не будем действовать в ущерб себе и нашим клиентам, покупая плохие продукты только потому, что они отечественные. Однако уже сегодня около 60-70 % оборудования, которое мы могли бы использовать, производится в России, либо может производиться здесь при разумном инвестировании. Уже сейчас существует большая линейка продукции, которую мы покупаем только у российских компаний», - заявил г-н Калугин.
В рамках конференции «Взгляд в электронное будущее» президент компании «Ростелеком» Сергей Калугин ответил на вопросы журналистов
Ваши самые крупные социально-ориентированные инфраструктурные проекты — это...
- У «Ростелекома» в рамках реализации государственных программ для населения сегодня несколько крупных инфраструктурных проектов. Так, в рамках устранения «цифрового неравенства» мы построим оптику до 14 тыс. населенных пунктов и практически все жители страны получат доступ к широкополосному Интернету.
Другой проект касается строительства российских коммерческих ЦОДов, управляемых при помощи отечественного ПО — в соответствии с действующим законодательством. По предварительным планам, это будут девять больших и средних ЦОДов. Инвестировать в этот проект мы рассчитываем пока из собственных ресурсов.
Расскажите, пожалуйста, о политике «Ростелекома» в сфере электронных услуг.
- Разработка и продажа клиентам услуг самостоятельно или через доверенные компании часто не приносят желаемого результата. Мы хотим попробовать поменять подход и сделать так, чтобы «Ростелеком» был своеобразным магазином, через который уже сами ИТ-компании могут получить доступ к нашей клиентуре. С нами сейчас происходит примерно то же, что происходило с системными интеграторами несколько лет назад, когда от продажи «железа» они перешли к продаже решений. Мы хотим продавать услуги, создаваемые не только нами, но и нашими партнерами, при этом беря на себя ответственность за продвижение и поддержку этих услуг.
На конференции Вы упомянули о том, что «Ростелеком» создает инвестиционный фонд...
- Мы понимаем, что сейчас в индустрии мало денег — у муниципалитетов, компаний. Поэтому мы внимательно смотрим на государственно-частное партнерство. Мы видим, что многие российские компании не получают достаточного объема инвестиций и поэтому многие их разработки не завершены. «Ростелеком» принял решение создать инвестиционный фонд для вложения средств в новые продукты. Пока это внутренний кэптивный фонд, также ведутся переговоры к присоединению к нему целого ряда крупных инвесторов, в том числе институтов развития. На данный момент мы со своей стороны готовы вложить сумму в 50 млн долларов на трехлетний срок, при горизонте инвестирования — от 5 до 9 лет. Если нам удастся привлечь партнеров, сумма, разумеется, будет больше. Формы инвестиций могут быть разными: вложение в акции, выдача кредита. При этом «Ростелеком» будет прежде всего ориентироваться на развитие наших традиционных поставщиков — «железа» и программного продукта, который управляет либо этим «железом», либо «облаками» на наших серверах.