Сеть подпольных торговцев животными в Facebook раскрыли сотрудники организации Traffic, специально созданной Всемирным фондом дикой природы (WWF) и Всемирным союзом охраны природы (IUCN) для борьбы с контрабандой редких видов флоры и фауны. Как следует из их отчета, преступники действуют через закрытые сообщества, зарегистрированные в Западной Малайзии. Зоозащитники под видом покупателей вступили в 14 таких групп, и за пять месяцев насчитали более 300 объявлений о продаже редких и вымирающих животных. Гиббонов, малайских медведей, панд, черепах и птиц активно покупали в качестве домашних питомцев или для последующей перепродажи. Всего удалось идентифицировать более 100 продавцов.
Торговля редкими животными нетипична для Малайзии. В отличие от других государств Юго-Восточной Азии, в стране нет сформировавшегося рынка и устойчивого спроса на экзотические виды млекопитающих и земноводных. Сотрудники Traffic полагают, что нелегальные сообщества создавались малайзийцами лишь потому, что местная администрация Facebook не слишком тщательно следит за нарушениями внутренних правил соцсети. За пять месяцев наблюдений ни одна из групп не была заблокирована, хотя в них состояло почти 68 тысяч человек.
Лишь после того как Traffic представила результаты расследования руководству соцсети по Юго-Восточной Азии, доступ к группам тут же ограничили, а сотрудники Facebook пообещали помочь активистам в поиске преступников. Все документы были переданы местным властям, которые уже заявили о задержании нескольких десятков нелегальных торговцев. Тем не менее зоозащитники опасаются, что продажи животных через соцсети носят куда более массовый характер.
Случай в Малайзии скорее стоит признать исключением для Facebook. Обычно руководство соцсети жестко пресекает любые попытки купли-продажи запрещенных законом веществ и предметов. В 2014 году в этот список внесли марихуану и фармацевтические препараты. Если администрация Facebook видит подобное обсуждение в одной из групп, то сразу блокирует все сообщество и только потом вступает в диалог с его владельцами. В январе 2016 года похожий запрет был введен и в отношении огнестрельного оружия, хотя владельцы легальных магазинов по-прежнему могут рекламировать товары через соцсеть.
Иногда Facebook оказывается чересчур строг в соблюдении внутренних правил и блокирует вполне легальные сообщества. Так, в начале февраля 2016 года администрация соцсети заблокировала страницы с рекламой медицинской марихуаны, употребление которой разрешено в 23 американских штатах. В числе пострадавших оказались десятки лечебных учреждений и общественных организаций, а врачи и пациенты пригрозили Facebook массовым бойкотом.
Однако все эти запреты не касаются принадлежащего компании мессенджера WhatsApp. Пользователей, наоборот, всеми силами стараются убедить в том, что их переписка полностью конфиденциальна, а доступа к ней нет ни у руководства сервиса, ни у спецслужб. В конце 2014 года в WhatsApp даже появилась функция «сквозного» шифрования: сообщение кодируется в момент отправки и может быть расшифровано только тем пользователем, которому оно предназначено.
Такой подход к защите данных напугал даже ФБР: директор бюро Джеймс Коми в августе 2015 года призвал компанию предоставить спецслужбам доступ к ключам шифрования сервиса, но ожидаемо получил отказ.
Еще больше политикой WhatsApp недовольны в Бразилии. Население страны быстро освоило подобные сервисы из-за крайне высоких цен на звонки и СМС, и сегодня ими пользуется более 70 миллионов бразильцев. Почти 45 миллионов из них предпочитают WhatsApp и не доверяют собственному Viber, чья аудитория с трудом превышает 17 миллионов человек.
При этом WhatsApp массово используется для продажи оружия и наркотиков. В Бразилии только официально насчитывается более 1 миллиона наркозависимых, и многие из них употребляют тяжелые вещества, такие как крэк и кокаин. Кроме того, через страну пролегает один из основных транзитных маршрутов доставки кокаина в Северную Америку.
С конца 1990-х годов местные власти начали формировать специальные отряды полицейского спецназа для борьбы с наркомафией и часто перекрывали каналы доставки запрещенных веществ. В результате преступники предпочли вести свой бизнес через мессенджеры. Несмотря на то что в 2015 году бразильское правительство потратило на борьбу с наркотиками более 1,2 миллиарда долларов, число зависимых продолжает расти.
При помощи WhatsApp преступники отладили четкую схему покупки оптовых партий наркотиков и их доставки конечному потребителю. У группировок есть целая сеть курьеров, которые переписываются с клиентами и целый день развозят им дозы на автомобилях, велосипедах или мопедах. Они также оставляют «закладки» с веществами, а затем пересылают координаты покупателям.
Полиция практически не может помешать преступникам, ведь WhatsApp отказывается предоставлять местным спецслужбам доступ к переписке пользователей. Получить личные данные злоумышленников полицейские могут только при наличии соответствующего решения суда, но часто именно переписка служит единственным доказательством вины подозреваемого и может привести следователей к перехвату крупной партии наркотиков.
Такая ситуация вынуждает бразильские власти использовать нетрадиционные методы давления на WhatsApp. В конце декабря 2015 года после очередного отказа сервиса предоставить полицейским информацию по одному из уголовных дел, мессенджер был полностью заблокирован на территории страны на 48 часов. Правда, соответствующее судебное решение отменили уже через сутки, и за это время более 1,5 миллиона бразильцев начали пользоваться защищенным сервисом Telegram .
А 1 марта 2016 года полиция арестовала вице-президента Facebook в Латинской Америке Диего Дзодана. Его обвинили в в игнорировании решения суда, по которому он должен был дать показания по делу о наркотрафике и предоставить данные нескольких пользователей WhatsApp. Через сутки Дзодана освободили, но руководство соцсети было возмущено действиями бразильских силовиков. «Очень жаль, что полиция арестовала сотрудника Facebook по делу о WhatsApp, ведь это две совершенно разные компании. К тому же пользователи мессенджера отправляют друг другу зашифрованные сообщения, так что бразильские власти потребовали выдать данные, которых у нас просто нет», — подытожил представитель Facebook.
Владимир Тодоров