Проблему "серой почты" обсудили участники круглого стола "Законодательное обеспечение противодействия незаконному обороту ГЗПО", среди которых были представители Совета Федерации, Минкомсвязи России, ФГУП "Почта России", Россвязи и ФГУП "Госзнак"
Ущерб от "серой почты" за последние пять лет составил более 28 млрд рублей – это фактически сумма недополученного чистого дохода "Почты России", которая понесла расходы на оказание услуги, но выручку не получила, отмечает заместитель генерального директора ФГУП "Почта России" Инесса Галактионова.
Из этой суммы по оценкам "Почты России" 10 млрд руб. приходится на потери от сбыта поддельных марок и 18 млрд руб. – на урон от нелегальных франкировальных машин и неоплаченных писем в составе крупных партий. Только в 2015 году из-за действий "серых" отправителей "Почта России" фактически бесплатно доставила более 340 млн простых писем.
"Серая почта" – это разница между официально принятыми отправлениями и фактически отправленными. При среднегодовой таксе приблизительно в 16,9 руб, только по итогам 2015 года объем "серой почты" составил около 5,8 млрд руб" - говорит Инесса Галактионова.
Главным осложняющим фактором по оценке "Почты России" является огромное количество точек приема корпоративной почты от консолидаторов. В данный момент в России существует более 2,7 тыс. точек приема корпоративной почты от консолидаторов. Для усиления контроля необходимо сократить количество точек приема корпоративной почты приблизительно до 100, количество консолидаторов – до 5-10 штук (сейчас их насчитывается более 50), а объем прямых контрактов с конечными клиентами увеличить до 90%.
Заместитель генерального директора по маркетингу и работе с государственными заказчиками ФГУП "Гознак" акцентировал внимание на том, что проблема использования поддельных почтовых марок не так актуальна, как использование поддельных франков на отправлениях. "За 2014-2015 год нами было выявлено 8704 случая использования поддельных марок" - говорит он.
Ключевые инициативы "Почты России", представленные проектной командой предприятия, в первую очередь предполагают автоматизацию системы франкирования. Так, ожидаемый эффект для "Почты России" – исключение использования поддельных франков за счет перехода на цифровой франк, объединение всех франкомашин в единую сеть и организация онлайн-системы учета объемов.
"Многие ошибочно считают, что "Почта России" имеет большую часть всех франкомашин, но на самом деле это не так. Более 8 тысяч машин существует всего, но из них сейчас 9% франкомашин у "Почты России", а остальные – у тех организаций, которые их купили. Поэтому мы не можем контролировать их все, с учетом того, что они настраиваются вручную" - отмечает Инесса Галактионова. Ситуация возникает из-за того, что нередко франкировальная машина может быть по факту списана, но физически не утилизирована, а также нередко используется корректировка счетчика при наличии доступа к кодам и ключам франкировальных машин.
В конце прошлого года представители "Почты России" говорили о том, что все франкировальные машины – как внешние, так и самой почты – будут подключены к централизованной системе управления франкировальными машинами "Почты России".
"Почта России" намерена создать новый цифровой франк со специальным QR-кодом, который исключит наличие двух одинаковых кодов на письмах. По словам Инессы Галактионовой, машины для нанесения кодов в новом формате будут задействованы уже с 1 июля. Она не исключает, что использование новых технологий приведет к повышению цены на отправления.
Следующим шагом предполагается организовать контроль объемов почтовых отправлений за счет консолидации точек приема и организации сквозного пересчета почтовых отправлений от крупных корпоративных клиентов. Наконец, немаловажно и изменение регуляторной базы – правил использования ГЗПО и Порядка использования франкировальных машин.
Руководитель департамента правового обеспечения имущественных отношений и отраслевого регулирования "Почты России" Роман Шостак отметил, что для эффективной борьбы с "серой почтой" необходима законодательная поддержка в вопросе борьбы с подделкой ГЗПО. Так, по его отметкам, в настоящее время за это преступление установлена только административная ответственность, в то время как до 1997 года подделка почтовых марок являлась уголовно наказуемым деянием и наказывалась лишением свободы или исправительными работами до 2 лет. "С 1997 года фальсификация марок перешла в разряд административных правонарушений со штрафом для граждан до 2 тыс. рублей, а для организаций – до 40 тыс. рублей" - сетует Роман Шостак. Инесса Галактионова подчеркивает, что суммы, которые экономят отправители "серой почты", значительно превышают указанные в законе штрафы.
Также представители "Почты России" озвучили проблему отсутствия законодательного ограничения по продаже почтовых марок дешевле номинала.
"В результате компании, производящие и распространяющие поддельные государственные знаки почтовой оплаты, участвуют в проводимых государственными и муниципальными органами и учреждениями крупных тендерах на поставку конвертов и знаков почтовой оплаты, и побеждают за счет установления низких цен на предлагаемую продукцию. Именно в этих случаях происходят массовые вбросы поддельных ГЗПО" - отмечает Инесса Галактионова.
Директор департамента отраслевых проектов Минкомсвязи Алексей Доронкин отмечает, что введение в Уголовный кодекс статьи за подделку ГЗПО существенно повысит ответственность для поставщиков "серой почты". Но для этого, как отмечает представитель министерства, необходимо в первую очередь принять Закон "О почтовой связи" со всеми изменениями. "Мы уже подготовили предложения поправок, направили их в правительство РФ. Мы рассчитываем, что они будут рассмотрены на весенней сессии" - отмечает Алексей Доронкин.
По результатам круглого стола принято решение направить материалы круглого стола в правоохранительные органы для руководства в работе при рассмотрении вопросов связанных с правонарушениями с ГЗПО, а также отметить целесообразность принятия в ближайшее время подготовленного ко второму чтению законопроекта "О почтовой связи", содержащего в том числе нормы, направленные на совершенствование порядка использования ГЗПО.
Алла Галанова