«Транстелеком» завершил строительство узлов местной связи на кавказском участке магистральной сети и постепенно планирует развернуть местные сети «еще в ряде регионов», — рассказали РБК daily в пресс-службе ТТК.
«Транстелеком» — 100-процентная «дочка» РЖД и второй после «Ростелекома» магистральный оператор в России. Более 50 тыс. км его транспортной сети проложены вдоль железных дорог. Компания занимается сдачей в аренду своих каналов и транзитом трафика и ранее не заявляла об амбициях на рынке местной телефонии, который почти полностью контролируется региональными «дочками» госхолдинга «Связьинвест».
Первый шаг на рынок местной связи «Транстелеком» сделал в 2006 году, запустив телефонную станцию на 3 тыс. номеров в Челябинске. Сейчас, по словам пресс-службы ТТК, местной связью занимаются пять из 17 «дочек» «Транстелекома»: «Санкт-Петербургский Телепорт», «ЮжУрал-ТТК», «Урал-ТТК», «ЗапСиб-ТТК», «Центр-ТТК» (в Рязани). По оценке аналитика J’son&Partners Ирины Петелиной, объем рынка фиксированной связи в 2007 году составит 330 млрд руб., из которых 126 млрд руб. придется на местную связь. «Очевидно, что, строя местные сети, ТТК претендует не столько на долю рынка местной связи, сколько на рынок широкополосного Интернета», — говорит г-жа Петелина.
Там, где у ТТК есть свои местные сети, компания оказывает услуги TriplePlay. Местную телефонию, Интернет и междугородную связь оператор предлагает в Новосибирске, Томске, Омске, Кемерове и Барнауле. «У местной связи нет большого потенциала для роста, а региональный интернет-рынок растет очень высокими темпами», — считает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. По оценке iKS, в первом полугодии число абонентов широкополосных сетей в Москве выросло до 1,35 млн (на 29%), а в регионах — до 2 млн (рост превысил 65%).
До конца года совет директоров «Транстелекома» должен рассмотреть стратегию развития компании на 2008—2012 годы, которая предусматривает 1,5 млрд долл. инвестиций в строительство широкополосных сетей в регионах. К 2012 году, когда региональный рынок Интернета, по оценкам ТТК, вырастет до 80 млрд руб., оператор хочет занимать на нем 12%.
«Строить местные сети дорого, но инвестиции окупаются быстро и существенно увеличивают стоимость бизнеса компании в случае продажи. M&A – сделки проходят по 400—450 долл. за абонента, а себестоимость его подключения в разы меньше», — рассказывает заместитель генерального директора «Зебра Телеком» Сергей Кудрин. Он считает, что местная сеть — лучший способ привязать к себе абонента. «Колоссальная магистральная емкость сети ТТК позволяет компании предлагать в регионах широкополосный Интернет по конкурентным ценам, и было бы глупо не идти самостоятельно к частным пользователям, а работать через агентов. Потому-то они и строят местные сети — это лучший способ привязать к себе абонента», — считает г-н Кудрин.
Александра Крекнина