Открывая весеннюю сессию 2019 года, спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что приоритеты палаты изменятся. «Если раньше в центре нашего внимания были вопросы разбора законодательных завалов, то сегодня на первый план выходит мониторинг и анализ правоприменительной практики,— сказал он.— Думаю, что и вы это знаете, и мы слышим критику в свой адрес, что закон приняли, но он не работает». В первый же день работы Госдума не стала отвлекаться и от активного законотворчества: думский комитет по безопасности рассмотрел два проекта, внесенных под конец 2018 года: они устанавливают новые правила поведения для тех, кто распространяет информацию в интернете.
Обе инициативы были внесены в Госдуму в декабре прошлого года за подписью трех авторов: первого зампреда думского комитета по развитию гражданского общества Дмитрия Вяткина («Единая Россия»), а также главы комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрея Клишаса и первого зампреда этого же комитета Людмилы Боковой. К настоящему моменту число соавторов каждого из законопроектов расширилось: теперь под каждым из них подписалось по 17 человек.
На заседании комитета по безопасности его зампред Наталья Поклонская раскритиковала проект, касающийся введения санкций за проявление «явного неуважения» к представителям власти. Ее удивила пояснительная записка, не разъясняющая, зачем нужно дополнение закона («Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Недовольна госпожа Поклонская и тем, что в пояснительной записке сказано о «полномочиях генпрокурора или его заместителей» требовать от Роскомнадзора «ограничения доступа к информационным ресурсам, распространяющим» материалы «в неприличной форме». «В самом законопроекте не определено, что такое "неприличная форма"»,— считает зампред комитета. «То есть речь идет не о недостоверных данных, а о любой эмоционально-оценочной критике, высказанной в колкой форме»,— пояснила “Ъ” госпожа Поклонская. Она считает, что «вслед за этим законопроектом, пойдут и другие, предусматривающие непосредственную ответственность за высказанную критику в "неприличной форме"».
Действующий Уголовный кодекс (УК) уже предусматривает наказание «за оскорбление представителя власти» (ст. 319 УК), «за надругательство над государственным гербом и флагом» (ст. 329 УК), напоминает Наталья Поклонская, подчеркивая, что КоАП тоже предусматривает административные наказания за такие же проступки. «В чем же недостаточность уже действующего регулирования?» — недоумевает она.
Остальные члены комитета исходили из того, что комитет по безопасности — соисполнитель и потому должен оценивать инициативы лишь с позиций информационной безопасности. Поэтому комитет решил, что оба законопроекта могут быть одобрены Госдумой в первом чтении. Первый зампред комитета по безопасности Эрнест Валеев («Единая Россия») отметил, что «уже сегодня есть запрет на распространение противоправной информации, а также склоняющей несовершеннолетних к совершению преступлений». К тексту проекта могут быть замечания, не относящиеся к компетенции комитета, признал он. «Сам порядок определения круга сведений, которые должны удаляться, требует дополнительного обсуждения,— считает господин Валеев.— Круг такой информации определен достаточно расплывчато».
Окончательную рекомендацию депутатам Госдумы выработает думский комитет по информационной политике, который готовит эти законопроекты к первому чтению. Отзывы правительства, региональных законодателей, а также других госорганов и организаций, интересы которых затронут нововведения, комитет принимает до 11 января.
Виктор Хамраев