Через три года иностранцы смогут въезжать в Россию по электронным визам. Реализация автоматизированного прохода границы, введение электронной визы и электронной миграционной карты описаны в плане мероприятий федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика» (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердили два участника рынка). В документе указано, что к октябрю 2019 года должна быть разработана концепция проекта. Сначала система будет работать в пилотном режиме на некоторых пограничных пунктах. К декабрю 2021 года ее планируется запустить по всей стране.
Представитель АНО «Цифровая экономика» (в том числе отвечает за реализацию одноименной программы) отказался от комментариев.
Инициатор проекта
Ответственными исполнителями проекта являются Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь), Министерство транспорта и Федеральная служба безопасности (ФСБ).
Объем инвестиций в проект
Сумма, необходимая на внедрение электронных виз, не раскрывается. Известно лишь, что проект будет реализовываться на базе платежной системы «Мир». На ее доработку, а также на развитие проекта электронного паспорта гражданина России, согласно имеющемуся в распоряжении РБК документу, должно быть выделено из бюджета России 17,5 млрд в 2020 году и 21,09 млрд руб. в 2021 году. При этом предполагается, что проект будет приносить доходы в размере 14 млрд и 21 млрд руб. соответственно. Однако за счет чего, в документе не указано.
Предпосылки
Увеличение доходов от въездного туризма — одна из задач, поставленных президентом Владимиром Путиным Федеральному собранию в марте 2018 года в рамках национального проекта по наращиванию несырьевого экспорта. Экспорт услуг в категории поездок с туристическими, медицинскими и образовательными целями в 2024 году должен достичь $15,47 млрд. Сейчас он почти в два раза меньше: по итогам 2017 года — $8,95 млрд. Глава Ростуризма Олег Сафонов в конце декабря на круглом столе в Совете Федерации заявил, что запланированный к 2024 году рост доходов туристической отрасли невозможен без введения режима электронных виз для иностранных туристов.
По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2017 году на долю России пришлось 3,6% от всех туристов в Европе (всего их было 671,7 млн, средний чек поездки составлял $770).
О многолетних попытках смягчить визовый режим для иностранных туристов рассказывал РБК глава Минкультуры Владимир Мединский. По его словам, министерство предлагало ввести безвизовый режим на срок до 72 часов для иностранцев, которые едут через Россию транзитом, и многократные туристические визы для граждан стран Ближнего Востока, а также продлить безвизовый въезд по паспорту болельщика после чемпионата мира по футболу на несколько лет. Но идеи не нашли поддержки у ФСБ и МИДа, который придерживается в визовых вопросах «принципа взаимности»: в ответ на отмену виз Россия ждет аналогичных шагов, пояснял Мединский. От «принципа взаимности» в визовом режиме он предлагал перейти к «принципу экономической полезности». России, указывал Мединский, полезно будет получить «обеспеченных туристов из Европы, потому что они тратят многократно больше, чем туристы из Китая».
Варианты смягчения визового режима начало искать и Минэкономразвития, которому в сентябре 2018 года было передано кураторство над туристической отраслью. По информации источника РБК, министерство разрабатывало аналог паспорта болельщика (Fan ID), который будет привязан к туристическим маршрутам. Визовый режим — один из главных барьеров, сдерживающих развитие экспорта туристических услуг, отмечал собеседник РБК. Купив пакетный тур с рекомендованными местами посещения и сертифицированными отелями, иностранцы из целевых стран могли бы рассчитывать на упрощенный въезд, пояснял он.
Последствия
С августа 2017 года действует закон об упрощенном визовом режиме на Дальнем Востоке. Получить электронный документ могут граждане 18 стран, в том числе Алжира, Омана, Мексики, Сингапура, Японии, Катара (но США и государств ЕС среди них нет). Для оформления визы туристам нужно заполнить анкету на специальном сайте за четыре дня до предполагаемой даты въезда. Виза бесплатная, действует 30 дней и позволяет туристу находиться в России не более восьми дней.
Как пояснил РБК представитель пресс-службы Минвостокразвития, механизм электронной визы был разработан для того, чтобы нарастить туристический поток из сопредельных стран в регионы Дальнего Востока и стимулировать иностранных инвесторов работать в регионе. «Электронные визы становятся все более популярным механизмом. Появляется все больше новых иностранных граждан, которые хотят посетить Дальний Восток именно по электронной визе. На конец 2018 года было выдано 59,7 тыс. виз», — сказали в пресс-службе Минвостокразвития, отметив, что самыми активными остаются граждане Китая, Японии и Индии.
Кто выиграет в случае успешной реализации проекта
За девять месяцев 2018 года (последние доступные данные Росстата) иностранцы совершили 19,2 млн туристических поездок в Россию. По сравнению с предыдущим годом турпоток немного вырос: за январь—сентябрь 2017 года Росстат зафиксировал только 18,9 млн таких поездок.
Какова вероятность реализации проекта
По словам директора департамента реализации стратегических проектов Минкомсвязи Андрея Черненко, никаких законодательных и инфраструктурных ограничений для масштабирования опыта Дальнего Востока с электронными визами ведомство не видит. Он напомнил, что с июля 2019 года эксперимент по электронным визам стартует в Калининградской области.
Технически реализовать эту систему действительно возможно, отмечает президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. Он напоминает, как во время чемпионата мира по футболу в России иностранные болельщики приезжали в Россию без виз, по специальному документу — Fan ID. Вместе с тем эксперт отмечает, что в вопросе въездных режимов в международных отношениях главенствует «принцип взаимности»: упрощение процедуры получения визы режима должно происходить в двустороннем порядке. Поэтому, он сомневается, что Россия может пойти на введение электронных виз для граждан ЕС и США, хотя и не исключает этого.
Представитель Минтранса не ответил на вопросы РБК.
Александра Посыпкина, Елена Сухорукова, Александр Атасунцев.