Интерпол объявил в международный розыск российского предпринимателя Владимира Щербакова. Информация об этом размещена на сайте организации. По данным издания Republic, запрос о розыске Щербакова был инициирован правоохранительными органами России.
Щербакова подозревает в незаконном выводе денежных средств из России через «БВА-Банк», у которого ранее была отозвана лицензия. Щербаков был основным владельцем этого банка. Также фигурантами соответствующего уголовного дела являются председатель правления банка Константин Сергутин и предполагаемый владелец фирм-посредников по выводе денежных средств Александр Домрачев.
Имя Щербакова широкой публике было сообщено недавно депутатом Андреем Луговым. В ходе парламентских слушаний Луговой заявил, что Щербаков – «бенефициар» происходящей сейчас реформы работы контрольно-кассовой техники (ККТ). С 1 февраля текущего года все ККТ должны быть снабжены специальными фискальными накопителями с криптографической защитой и в режиме онлайн передавать сведения в Федеральную налоговую службу (ФНС). Накопители необходимо менять примерно раз в 15 месяцев.
Луговой утверждает, что Щербаков связан с тремя фирмами-разработчиками криптографической продукции, которые и зарабатывают на онлайн-фискализации ККТ. Это РИК, «Атлас-Карт» и «Безант» («криптографическая троица»). В частности, РИК – единственный одобренный ФНС разработчик фискальных терминалов. Это связано с тем, что только РИК смогла получить необходимый сертификат от Федеральной службы безопасности (ФСБ).
Проект самой системы онлайн-фискализации был разработан «Атлас-карт». В 2012 г компания выиграла соответствующий конкурс ФНС, запросив за свои услуги символические 1 руб. «Атлас-Карт», как и «Безант», поставляют средства криптографической защиты информации (СКЗИ), используемые в кассовых терминалах.
В интервью РБК Луговой говорил, Центр защиты информации ФСБ специально создал такие условия, что другие компании не смогли сертифицировать свои решения для криптографической защиты информации в кассовых аппаратах. Андрей Луговой напомнил, что подобная история в сфере контрольно-кассовой техники происходит не впервые.
Первая волна «цифровизации» кассовых аппаратов началась в середине 2000-ых годов. Тогда по настоянию ФСБ было решено обязать все ККТ оборудовать электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) – накопитель с криптографической защитой, который хранит содержимое кассовых лент. При этом ЭКЛЗ необходимо менять примерно раз в 13 месяцев. Долгое время единственной компанией, получившей лицензию ФСБ на производство ЭКЛЗ, была вышеупомянутая «Безант».
Отметим, что, помимо Владимира Щербакова, еще целый ряд лиц, связанных с «криптографической троицей», также были афилированы и с «БВА-Банк». Это Елена Комиссарова, Оксана Орешина, Владимир Румянцев, Владимир Бабаянц, гражданки Кипра Кати Парпи и Елена Константини и сингапурская компания Smartronic Projects.
Согласно ЕГРЮЛ, ООО «РИК» на паритетных началах принадлежит Елене Ионовой и ООО «Защитаинфо», которая, в свою очередь, принадлежит Сергею Литвинову. Ранее РИК принадлежала ООО «Омега-Холдинг». Владельцем «Омега-Холдинг» является Оксана Орешина (была совладелицей «БВА-Банк»), но ранее эта компания принадлежала как раз Владимиру Щербакову.
Через «Омега-Холдинг» Щербакова связан и с другим фигурантом «криптографической троицы» - «Атлас-Карт»: в этой структуре «Омега-холдинг» владеет 60% долей. Что касается «Безант», то эта компания принадлежит ее гендиректору Владимиру Бабаянцу. Бабаянц ранее был гендиректором «Омега-Холдинг» и входил в совет директоров вышеупомянутого «БВА-Банка». Бывший гендиректор «Безанта» Владимир Румянцев сейчас возглавляет другую «дочку» «Омега-Холдинг» - подмосковное ООО «Морион», он же был совладельцем «БВА-Банка».
Таким образом, связь Щербакова и «БВА-Банка» с «Безант», РИК и «Атлас-Карт» устанавливается, исходя из открытых источников. Но издание Republic, проведя собственное расследование, пришло к выводу, что в данной схеме есть и другие фигуранты. В частности, таковым является известный на российском ИТ-рынке предприниматель Андрей Чеглаков.
В 90-ых годах Чеглаков был совладельцем крупной ИТ-компании Steepler. В числе прочего Steepler производил телевизионные приставки Dendy. В те годы, для производства приставок Dendy, Steepler приобрел «Приборный завод «Тензор» из подмосковной Дубны. Сейчас Чеглаков является основным владельцем этого завода.
В 2013-15 гг Чеглаков был вице-президентом «Ростелекома». Также Чеглаков известен как бывший владелец одной из команд «Формула-1» - «Маруся». Кроме того, Чеглаков является контролирующим владельцем компании «Новые облачные технологии» (НОТ), разрабатывающей облачный продукт «Мой офис».
Первоначальной основным учредителем НОТ была компания «Сервис-Плюс». Чеглаков заявил Republic, что «Сервис-Плюс» принадлежит его «знакомому». Эта же компания владеет 40% долей в «Атлас-Карт». То есть налицо связь между структурами Чеглакова и компанией-участницей «криптографической троицы».
Владельцем «Сервис-Плюс» является кипрский оффшор Djurel Holdings, зарегистрированный на жителей Кипра Елене Константиноу и Кате Парпи. Скорее всего, обе женщины с Кипра являются номинальными держателями. Они же обе входили в число акционеров вышеупомянутого «БВА-банка».
Подконтрольный Чеглакову завод «Тензор» владеет НПО «Криптен», которое на паритетных началах с «Атлас-Карт» владеет НТЦ «Спецпроект». Гендиректором данной структуры является Владимир Бабаянц (гендиректор «Безант»). Ранее НТЦ «Спецпроект» входило в число соучредителей «БВА-Банка». То есть в открытых источниках есть еще одно связующее звено между участниками «криптографической троицы» друг с другом, с «БВА-Банком» и со структурами Чеглакова.
Другим связующим звеном является разработчик программного обеспечения «РВО Групп», который выводит и на иных фигурантов данной схемы. Сейчас эта компания принадлежит неким Евгению Киндре и Андрею Голубу. В 2015 г компания принадлежала Елене Комисаровой (совладелица «БВА-банка») и Елене Ионовой (нынешняя совладелица «РИК»).
В 2012 г «РВО-групп» принадлежала «Атлас-Карт». А еще раньше – «Центру хранения данных» (ЦХД, юридическое лицо группы Safedata). При создании же в 2009 г «РВО Групп» принадлежала известным в телекоммуникационной отрасли фигурам: Михаилу Марголину, Павлу Каплунову, Александру Иванову, а также Олегу Фаербергу.
Каплунов и Марголин были руководителями созданной в 90-ые годы компании «РТК-Лизинг», поставлявший телекоммуникационное оборудование «Ростелекому» (входил в государственный холдинг «Связьинвест»). В 2001 г – после того, как Леонид Рейман стал министром связи и председателем совета директоров «Связьинвеста» - «РТК-Лизинг» сменил владельцев и перешел под контроль структур так называемой «питерской группы связистов». Эту группу устойчиво ассоциировали с Рейманом, но сам министр отрицал наличие у него активов во время занятия государственных должностей. После смены владельцев Каплунов и Марголин продолжали несколько лет работать в «РТК-Лизинге».
Александр Иванов летом 1999 г возглавлял Госкомитет по телекоммуникациям - ведомство, являвшееся предшественником Министерства связи. Рейман некоторое время пробыл его заместителем, а осенью того же года возглавил комитет, впоследствии преобразованный в министерство.
После ухода с госслужбы Иванов занялся бизнесом: вместе с вышеупомянутым Олегом Фаербергом он создал московского оператора связи «Комет», который в 2004 г был приобретен структурами «питерской группы связистов» и переименован в «Синтерра» (в 2010 г данную компанию купил «Мегафон»). Позднее Иванов вместе с Каплуновым и Марголиным организовали другого оператора связи – «Старт-Телеком». Несколько лет назад он приобретен компанией МТТ, совладельцем которой в настоящее время является Рейман.
Также Марголин и Каплунов являются создателями вышеупомянутой группы Safedata, объединяющей несколько московских ЦОДов и основную площадку для обмена интернет-трафиком в России – MSK-IX (в настоящий момент Safedata находится под контролем «Ростелекома»). Участники рынка говорили, что в создании Safedata принимал участие и Чеглаков.
Представитель Реймана заявил Republic, что у его шефа нет интересов в бизнесе, связанном с кассовыми аппаратами. Но связь «криптографической троицы» со структурами Реймана прослеживается и в еще одной истории. В 2009 г Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении компаний, участвовавших в производстве ЭКЛЗ. Тогда ФАС выяснила всю непростую цепочку создания ЭКЛЗ.
Основой для данных модулей являются чипы, произведенные зеленоградским микроэлектронным заводом «Ангстрем». В 2011 г Рейман признал наличие у него различных долей в предприятиях группы «Ангстрем», при этом участники рынка еще за несколько лет до этого стали подозревать связь между Рейманом и «Ангстремом».
Чипы, произведенные «Ангстремом», направлялись сингапурской компании Smartronic Projects. Бенефициары этой структуры неизвестны. Но, например, известно, что эта компания была соучредителем все того же «БВА-Банка».
Smartronic Project передавал чипы на китайский завод Flash Electronics. Оттуда модули приходили российским компаниям «Юнитек» и «Технотранссервис инжиниринг», принадлежащим Александру Домрачеву – бывшему партнеру Андрея Чеглакова по Steepler и фигуранту уголовного дела о выводе средств из «БВА-Банка». Затем продукция направлялась на подконтрольный Чеглакову завод «Тензор», который завершал сборку ЭКЛЗ по заказу «Безанта».
ФАС посчитала, что «Безант» занимает доминирующее положение на рынке ЭКЛЗ. В то же время цены на ЭКЛЗ значительно завышены. С одной стороны, «Ангстрем» предоставил Smartonic Projects монопольное право на приобретение соответствующих чипов. С другой стороны, «Безант» закупает необходимую продукцию только у вышеупомянутых «Юнитек» и «Технотранссвервис инжиниринг». Тогда ФАС обязала «Безант» работать с иными поставщиками микроэлектронной продукции.
Это не единственный случай, как ФАС находил нарушения у участников «криптографической тройки». В 2013 г Минтранс установил в обязательном порядке использовать СКЗИ в тахографах – устройствах для контроля передвижения транспорта, которые в обязательном порядке устанавливаются в автобусах и грузовом транспорте. Вскоре ФАС признала данный приказ незаконным, поскольку он создавал преференции для «Атлас-Карт» - единственной на тот момент компании, которая получила сертификат ФСБ для поставки СКЗИ под нужды тахографов.