В конце сентября компания Toyota Motor заявила, что из-за нехватки чипов в октябре в Японии будет временно остановлены 10 из 28 работающих в стране линий по производству автомобилей. Заметнее всего это отразится на заводах Toyota Takaoka и Toyota Industries, которые выпускают кроссоверы RAV4 и Harrier. В общей сложности в октябре конвейеры этих предприятий не будут работать 12 дней. Другие заводы компании остановят на меньший срок: они прекратят собирать машины в течение трех-девяти дней в течение месяца. В результате вынужденного простоя автоконцерн снижает запланированный на октябрь общий объем выпуска автомобилей почти на 100 тыс. штук.
Toyota — не единственный автопроизводитель, который из-за дефицита полупроводников вынужден временно приостановить работу своих предприятий. По этой же причине скорректировать производственные планы пришлось и другой японской автомобильной компании: Honda Motor в начале октября также сократит выпуск машин. Две линии завода в Сузуке снизят производство автомобилей на 40%, сборка машин на заводе Honda в префектуре Сайтама уменьшится на треть. Сокращение выпуска в первую очередь коснется кроссоверов Vezel, минивэнов Stepwgn, а также седанов и хетчбэков Civic.
От нехватки полупроводников страдают не только азиатские компании. Европейские автоконцерны также ощущают дефицит чипов. В середине сентября по этой причине на несколько дней были сокращены смены или вовсе остановлена работа на заводах Stellantis и Renault в Испании.
Нехватку полупроводников автопроизводители ощутили весной-летом 2020 года. Из-за ограничений, связанных с началом пандемии коронавируса, они приостановили работу многих предприятий и уменьшили закупки чипов. В дальнейшем, когда работа автозаводов была возобновлена, оказалось, что мощности производителей полупроводников загружены заказами от компаний, впускающих электронику и бытовую технику. Кроме того, часть компаний-производителей чипов сама приостановила производство из-за коронавирусных ограничений. Ситуацию усугубили пожар на заводе по выпуску чипов в Японии, и ледяной шторм в Техасе, сказавшийся на работе ряда предприятий, производящих полупроводники.
Автопроизводители не верят, что дефицит электронных компонентов закончится в ближайшее время, и готовятся к тому, что их нехватка будет ощущаться еще не меньше года.
— Мы ожидаем, что до конца 2023 года все еще будет структурный дефицит полупроводников, — заявил немецким СМИ в конце сентября руководитель отдела закупок в совете директоров Volkswagen Мурат Аксель.
Некоторые автоконцерны, столкнувшиеся с нехваткой чипов для выпуска машин, решили не зависеть от поставщиков и наладить собственное производство этих автокомпонентов. В ноябре прошлого года об этих планах сообщили компании General Motors и Ford, чуть ранее аналогичные заявления сделали в южнокорейском концерне Hyundai.
Быстро наладить производство необходимых чипов невозможно, отмечают специалисты. Только на выращивание самих искусственных кристаллов, необходимых для выпуска полупроводников, требуется не менее полугода. Как минимум год нужен для строительства с нуля завода по их производству, отмечают они.
По мнению экспертов, сейчас ситуация с дефицитом полупроводников в автомобильной промышленности уже не столь острая, как год назад, Тем не менее говорить о ее нормализации пока преждевременно. В лучшем случае, если не будет новых катаклизмов и ограничений, проблема с нехваткой чипов будет решена во второй половине 2023 года, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
— Безусловно, ситуация с полупроводниками на мировом рынке начинает выправляться. Тем не менее их нехватка по-прежнему ощутима. Конкуренцию автокомпаниям составляют производители бытовой техники и электроники. В итоге в борьбе за чипы выигрывает тот, кто готов заплатить за них больше и взять больший объем, — отмечает Бургазлиев.
С ним согласен эксперт автомобильного рынка Владимир Беспалов. По его словам, ситуация усугубляется тем, что автопроизводители, опасаясь нехватки полупроводников, закупают их с запасом.
— Это дает дополнительную нагрузку на производителей чипов и в свою очередь способствует усилению их дефицита на рынке, — заявил он в разговоре с «Известиями».
Основная проблема сейчас с нехваткой так называемых чипов прошлого поколения, которые по-прежнему используются в производстве автомобилей, подчеркнул эксперт.
— Производители полупроводников стараются развивать выпуск более современных чипов. Однако в линейке многих автоконцернов есть модели, которым требуется старые чипы. Увеличивать объемы их впуска производителям неинтересно, они сконцентрированы на более перспективных разработках. В итоге ощущается нехватка именно таких «простых» полупроводников, — отметил Владимир Беспалов.
По словам экспертом, заменить дефицитный чип на имеющийся в наличии аналог — проблематично. Замена любого узла в автомобиле — не важно, трансмиссия это, силовая установка или электронный блок, — достаточно трудоемкий процесс, подчеркивает руководитель лаборатории электротранспорта Московского политеха Семен Земцев.
— Если электронный блок выпущен другим производителем и обладает точно такими же функциональными характеристиками, адаптация не понадобится, процесс может быть проведен с минимальными, практически нулевыми затратами. Однако на рынке, к сожалению, не так много аналогов, тем более обладающих всем необходимым функционалом, — заявил он «Известиям».
Евгений Багдасаров
Кирилл Сазонов