Конференция прошла в Московском государственном строительном университете (МГСУ), ставшим одним из двенадцати вузов России, в котором было установлено комплексное решение «АйТи-Университет». Среди них Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ), Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, Московский институт электронной техники, Педагогический университет им. А. И. Герцена, Сибирский федеральный университет, Дальневосточный государственный технический университет и другие. Хотя интеграторские проекты в образовательной сфере составляют около 5 % бизнеса компании, «АйТи» в той или иной степени сотрудничает более чем с 40 вузами страны.
Комплексное решение «АйТи» для вузов состоит из прикладного программного обеспечения – модульной информационной системы «АйТи-Университет», многофункциональных смарт-карт, решений в области информатизации учебного процесса и научной деятельности вуза, а также ИТ-инфраструктуры. При этом компанией используются следующие принципы построения системы: использование имеющихся систем учебного заведения в качестве источника данных, интеграция систем и обеспечение однократного ввода данных, их синхронизации и актуальности во всех системах и подсистемах, а также установка новых и замена устаревших систем. Дополнение и интеграция систем вуза включает в себя библиотеку, инфокиоски, ЦОД, бухгалтерскую систему, учет образовательных результатов, систему управления персоналом, безналичную оплату услуг, информационный портал и СКУД (система контроля и управления доступом).
Решение «АйТи-Университет» предназначено прежде всего для актуализации знаний и трансформации образования сообразно быстро меняющейся внешней среды. По словам директора по развитию технологий информационного менеджмента «АйТи» Дмитрия Романова, в настоящее время во многих областях знаний технологии меняются каждые пять лет, что практически совпадает с циклом обучения в вузе. Это означает, что студент, которому на первом курсе рассказали о какой-то технологии, рискует оказаться в той ситуации, что к концу его обучения эта технология перестанет быть актуальной. Кроме того, знания все больше становятся междисциплинарными, и необходимо приглашать специалистов из различных сфер. Вместе с тем без наличия современного и актуального контента в образовании в современной жизни просто не выжить.
Дмитрий Романов дает четкий ответ, что нужно делать в этой ситуации: «Уже сегодня с помощью современных информационных технологий мы можем создать единое сообщество или социальную сеть профессионалов и мотивировать его, чтобы они в совместном творческом процессе создавали новый образовательный контент и обеспечили интеграцию разных областей науки, образования и бизнеса».
Консультант по решениям Microsoft для сферы образования Антон Мамичев, «Майкрософт Россия», подтверждает мнение коллеги: «Современные студенты уже не представляют свою жизнь без компьютера, мобильного телефона и постоянного доступа в Интернет, поэтому информационные системы учебных заведений должны учитывать этот аспект. В то же время для вуза возникают различные издержки на поддержку ИТ-инфраструктуры, на развитие информационных систем, на сохранение инвестиций, вложенных в оборудование ранее. Образовательная платформа Microsoft создана с учетом этих и многих других факторов. Прежде всего, это ИТ-политики, знания, доступность, практичность, безопасность информационных систем, когнитивность и следование стандартам. Microsoft Learning Gateway поможет учебному заведению использовать информационно- коммуникационные технологии оптимальным образом – сегодня и в будущем».
Прежде всего, в концепцию «АйТи-Университета» входит развитие ИТ-инфраструктуры вуза, основанное на трех основных компонентах: мультисервисная кампусная сеть (магистральные транспортные сети, сеть доступа на базе проводных и беспроводных технологий, VPN и т. д.), создание инфраструктуры университетского ЦОДа, а также системы «интеллектуального здания» (инженерные и технологические системы, системы безопасности).
Подсистема СКУД (система контроля и управления доступом) предназначена не только для контроля и разграничения доступа сотрудников и студентов на территории учебного заведения, но и для учета их рабочего времени, а также формирования отчетных документов. А многофункциональная смарт-карта студента одновременно является электронным студенческим билетом, пропуском, читательским билетом, зачетной книжкой и платежной картой. При этом подсистема безналичной оплаты услуг поможет идентификации льготников по смарт-карте и предоставлению скидок, а также учету предоставленных услуг и формированию отчетных документов. Смарт-карта также обеспечивает автоматизацию работы библиотеки вуза. По ним осуществляется идентификация пользователей библиотеки, работа с каталогами книг, учет использования библиотечного фонда, а также организация сети автоматических терминалов приема и выдачи книг. При этом расположенные по территории учебного заведения инфокиоски, являющиеся частью информационной системы вуза в авторизованном режиме (смарт-карта), позволяют просматривать личные данные студента, расписание занятий и текущую успеваемость, оплачивать различные услуги и дистанционно бронировать книги в библиотеке.
Кроме того, инфокиоски также позволяют осуществлять удаленный поиск литературы в библиотечном фонде и осуществлять бронирование. Подсистема учета и контроля материальных ресурсов, реализованная с использованием автоматической идентификации (RFID, штрихкоды и т. д.), предназначена для инвентаризации имущества, его оперативного учета, а также для контроля перемещения оборудования. При этом на терминале сбора данных хранится локальная база данных с информацией об объектах учета (местонахождение, подразделение, конфигурация), в результате чего можно идентифицировать любое оборудование без привязки к учетной системе. Кроме того, при прохождении сотрудников/студентов вуза через противокражные ворота на выходе единая система учета и автоматическая идентификация позволяют не только установить, что выносится, но и может ли этот объект быть вынесенным и кто вправе это сделать. Например, когда книга находится в библиотечном фонде, противокражный бит на ней (установлен на всех книгах) активен и ворота при попытке ее выноса обязательно дадут сигнал. При выдаче же книги студенту происходит его деактивация.
«Уже сегодня можно сказать, что за последние десять лет модель образования кардинально изменилась, приобретя взаимную направленность в цепочке «студент – преподаватель», – рассказывает генеральный директор «АйТи» Тагир Яппаров. – Опрос, проведенный в ноябре 2009 года среди университетов США, показал, что наиболее актуальными ИТ-задачами для них оказались развитие инфраструктуры доступа, сетевые услуги, системы управления вузом и информационная безопасность. В целом акцент смещается в сторону контента, при этом бюджеты на приобретение нового абонентского оборудования постепенно сокращаются, что наглядно свидетельствует о наличии у студентов собственных компьютеров. Кроме того, новыми направлениями являются университетские Wiki-сообщества, переход на электронные книги и учебники, а также решения на базе платформы Web 2.0. Хотя среди многих ректоров вузов мы встречаем скептическое отношение к предлагаемым нами технологиям, их становится все меньше. И как бы мы ни относились к изменениям, тенденции сейчас уже необратимы, и применение ИТ в образовании будет только возрастать».