Известно, что в последние годы Россия стабильно увеличивает количество камер уличного наблюдения, удерживаясь в мировых лидерах по числу камер и темпам их прироста.
По данным TelecomDaily, уже к концу 2021 было установлено 18 млн штук, больше, чем по одной камере на каждые 8 человек населения страны. Впрочем, только 1,12 млн из них передают видеопоток в ЦОДы с возможностью дальнейшей видеоаналитики, остальные используются в локальных целях. Источники «Ъ» подчеркивают, что камеры чаще используются для фотовидеофиксации номеров на автомобилях или поиска машин, числящихся в угоне, а также для записи и сохранения видео без аналитики.
Однако другие источники «Ъ» признают, что системы распознавания лиц уже присутствуют в большинстве многонаселенных городов России, хотя охват пока не покрывает весь город целиком – чаще это дворы или пространства, где происходят массовые скопления народа. Что касается комплексной системы распознавания по лицу – такая на сегодняшний день развернута только в Москве, будучи запущена в 2017 году. На тот момент 160 тыс. камер наблюдали за 95% подъездов жилых домов столицы и другими московскими территориями. По последним данным сайта городской системы видеонаблюдения, сейчас их количество увеличилось примерно на четверть, составив 213 тыс., из них на подъезды направлено 103 тыс.
В целом, система уже неоднократно использовалась для задержания лиц, объявленных в розыск. Только за 2021 год с помощью системы видеоаналитики было раскрыто свыше 7 тыс. преступлений. Распознавание может идти по полу, возрасту, и по уникальным биометрическим признакам. В частности, можно ввести фильтрацию для вычисления местонахождения, к примеру, лиц мужского пола от 20 до 45 лет. Однако для нахождения конкретного человека системе необходимо получить его биометрические данные – цифровое фото в высоком разрешении, привязанное к персональным данным. Кроме того, сотрудникам органов полиции необходимо внести человека в базу данных разыскиваемых лиц, в этом случае можно будет вводить его данные в систему для поиска. Впрочем, собеседники «Ъ» не исключают, что ситуация может поменяться.
Также мужчины опасаются, что их местонахождение будет отслежено с помощью соцсетей. Во избежание этого отдельные пользователи начали менять личные данные в аккаунтах. И, хотя соцсети не отмечают массового стремления к подобной тенденции, ещё в 2015 году членом городской призывной комиссии сообщалось, что с помощью соцсетей действительно могут разыскивать призывников.
Помимо соцсетей существуют чат-боты и чаты в Telegram, а также форумы «пробива». По словам экспертов, распространяемая в Telegram-каналах база данных призывников первой волны, хотя и является фейковой, тем не менее, наращивает панические настроения. Впрочем, наличие фейков в свободном доступе не гарантирует отсутствия реальных баз данных в даркнете, которые их владельцы рассчитывают выгодно продать.
Из ресурсов для «пробива» наибольшей популярностью пользуются «Глаз Бога» и «Интернет-розыск», сотрудничающие как с госорганами по заявлению, подписанному руководством, так и с силовыми структурами. Кроме того, у правоохранительных органов имеется легальный доступ не только к базам данных и системам распознавания лиц, но и к установлению локации по мобильному телефону, используемому абонентом.
В свою очередь операторы мобильной связи могут определять местонахождения абонента с точностью до 2-5 метров – так можно вычислить локацию по дальности нахождения аппарата от ближайших вышек оператора. С июля 2021 года такая информация должна предоставляться не позднее 24 часов с момента начала поиска человека, объявленного в розыск. Так же по требованию органов власти операторы обязаны передавать им информацию об интернет-трафике пользователя и совершенных им звонках.
В свете этого с момента объявления частичной мобилизации существенно увеличился интерес к серым SIM-картам, не привязанных к персональным данным пользователя
Кроме того, объявление частичной мобилизации повлекло за собой массовое снятие наличных денежных средств со счетов из опасений, что местоположение может быть отслежено по оплатам банковской картой. Однако законодательство в области банковских операций гласит, что справки по операциям, счетам и вкладам могут выдаваться также только на основании судебного решения, подкрепленного признаками подготавливаемых или совершенных преступлений лицом, в отношении которого запрашиваются сведения.
В то же время юристы уточняют, что в первую очередь военкоматы используют сведения, имеющиеся в их базах данных, полученную с мест работы и от самих резервистов. Те же военнообязанные, кто не хочет приходить в военкомат по собственному желанию или не получил повестку из-за смены адреса, не будут разыскиваться силами военных комиссариатов. Для розыска конкретного человека работники военкомата должны направить сведения о нем в полицию, после чего уже сотрудники полиции могут направлять запросы в налоговые службы или пенсионный фонд за данными о трудоустройстве, а также выявлять место регистрации, выезжать по нему и проводить опросы соседей.
Если уголовное дело возбуждено, на официальные запросы должны отвечать не только сотовые операторы, но и соцсети, службы доставки и другие организации, для этого в запросе должны содержаться ФИО подозреваемого и состав преступления. Кроме того, без возбуждения уголовного дела запрос может быть направлен в том числе «при наличии сведений о действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ». Отдельные данные могут быть запрошены в том числе и у Роскомнадзора (ФИО абонента, объем переданных данных, местоположение аппарата связи), однако для получения записи телефонных переговоров и содержания сообщений требуется разрешение суда.
Без такого разрешения прослушивание разговоров и перлюстрация сообщений возможны только в случаях обстоятельств, могущих «привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, создающего угрозу в том числе военной безопасности РФ. В таких случаях должно быть издано постановление об ограничении тайны связи и отправлено уведомление в суд не позднее, чем через 48 часов.
Для лиц, уклоняющихся от воинской обязанности, полагают юристы, органы могут получить только те сведения, которые не связаны с тайной переписки – данные о геолокации или информацию об адресе доставки, однако даже такие сведения некоторые организации не соглашаются предоставлять без решения суда или возбужденного уголовного дела.
Подытоживая всё вышесказанное юристы полагают, что видеонаблюдение с распознаванием лиц будет задействовано только в случаях заведения уголовного дела. Однако высказываются опасения о том, что при введении военного положения в стране имеющиеся системы видеонаблюдения и видеоаналитики могут быть использованы в целях контроля за горожанами и установлениях местоположений лиц в рамках выполнения указа о военном положении. Сюда же может быть подведено снятие необходимости получения санкций суда для запроса сведений, включающих тайну переписки, а также отмена права на неприкосновенность жилища. Предсказать, какие непосредственно изменения в этом случае будут внесены, достаточно затруднительно, так как ограничение прав и свобод граждан в период военного положения зависит только от меры необходимости обеспечения обороны страны и безопасности государства, несмотря на то, что формально закон о военном положении не подразумевает дополнительных мер для розыска уклонистов.