На реализацию национального проекта «Цифровая экономика» до 2024 года планируется потратить 2,791 трлн руб., из которых 1,267 трлн руб.— из федерального бюджета и 1,524 трлн руб.— из внебюджетных источников, следует из доработанного документа, который Минкомсвязь внесла в правительство. Без учета 64,7 млрд руб., уже заложенных на период 2018–2021 года, и 114 млрд руб. на развитие системы «Мир» и обеспечение функционирования удостоверения личности граждан России, которые планируется собрать за счет госпошлин, сумма бюджетных расходов составит чуть более 1,08 трлн руб., следует из документа. Такую же оценку вчера приводил журналистам на Восточном экономическом форуме вице-премьер Максим Акимов. Реализация национального проекта должна начаться 1 октября. Представители Минкомсвязи и господина Акимова вчера не ответили на запросы “Ъ”.
Таким образом, финальный бюджет проекта оказался меньше оценок в 3,5 трлн руб., которые приводил в начале августа РБК, и почти соответствует оценке в 2,7 трлн руб., которую в конце августа приводили «Ведомости». Наибольшие расходы предусматривает проект «Информационная инфраструктура» — 2,1 трлн руб., из которых большая часть или 1,5 трлн руб.— из внебюджетных источников. Напротив, новый проект «Цифровое государство» будет финансироваться только за счет бюджета и потребует около 352 млрд руб.
О трансформации госпрограммы «Цифровая экономика» “Ъ” сообщал в июле 2018 года. Руководителем проекта стал новый глава Минкомсвязи Константин Носков, а его куратором — Максим Акимов. Проект подразумевает, что к 2024 году власти увеличат затраты на развитие цифровой экономики в три раза по сравнению с 2017 годом. Также планируется обеспечить создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных. Кроме того, госорганы должны перейти на использование преимущественно отечественного программного обеспечения, а показатель по доле внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемого через иностранные серверы, изначально должен был сократиться до 5% к 2024 году. Однако в одной из рабочих версий программы этот показатель был повышен до 10%, а в финальном документе такая цель вовсе отсутствует.
Представитель «МегаФона» отмечает, что, несмотря на внесение документа в правительство, говорить о финальной стадии формирования бюджета на исполнение программы все еще преждевременно: это будет возможно после внесения проекта в Госдуму, которое в компании ожидают ближе к концу сентября.
Содержащаяся в итоговой версии проекта инициатива по субсидированию ставок по кредитам на проекты в сфере национальной программы — проявление того, что реальная экономика по-прежнему готова инвестировать только в то, что обладает понятной перспективой, считает партнер КПМГ Николай Легкодимов. «Если ранее правительство пыталось переложить расходы по реализации программы на бизнес напрямую, теперь это будет косвенно — через банки»,— полагает он. В то же время, когда бизнес отвыкает верить в долгие инвестиционные программы, государство должно предпринимать хоть какие-то шаги, «пусть даже не всегда однозначные», добавляет эксперт. Субсидирование процентных ставок уже активно используется при реализации социальных и государственных проектов, поэтому логично его использование и в цифровых, считает вице-президент «Ростелекома» Борис Глазков.
Председатель технического комитета «Кибер-физические системы» Российской венчурной компании и Росстандарта Никита Уткин добавляет, что толчок развитию цифровой трансформации в стране в рамках национальной программы можно было бы обеспечить и за счет первоочередной разработки ключевых семейств стандартов в сфере цифровой экономики.
Юлия Тишина