В пояснительной записке к проекту федерального закона сказано, что законопроект создан для уточнения положений Федерального закона, направленных на обеспечение бесперебойности осуществления переводов электронных денежных средств на территории Российской Федерации.
По данным Банка России, в 2017 г. объем электронных переводов, совершенных с использованием электронных средств платежей, составил более 1,35 трлн руб., увеличившись на 35% по сравнению с 2016 г. Количество операций с электронными средствами платежа, предназначенными для перевода электронных денег, в 2017 г. составило более 2 млрд, увеличившись за год более чем на 40%. По состоянию на 30 марта 2018 г. в перечень операторов электронных денежных средств Банком России включено 93 кредитные организации.
Источник на рынке отметил в беседе с корреспондентом ComNews, что этот законопроект - "политический заход". "Чисто экономического или финансового основания, мне кажется, тут не много", - сказал источник, знакомый с ситуацией на рынке.
Председатель правления Ассоциации участников рынка платежных услуг "Некоммерческое партнерство "Национальный платежный совет" (НПС) Алма Обаева в беседе с корреспондентом ComNews сказала, что ситуация аналогична той, что была три-четыре года назад, когда был представлен законопроект, ставший законом "О национальной платежной системе", в котором содержится требование ко всем платежным системам (в первую очередь Visa и Master Card) обрабатывать данные о транзакциях в РФ на территории страны.
"Теперь к операторам электронных денег выдвигается такое же требование. Такие операторы, например "Яндекс.Деньги", PayPal, WebMoney, Qiwi, как правило у нас это кредитные организации - банки или в форме небанковской кредитной организации, то есть зарегистрированные финансовые учреждения. У них изначально обработка должна быть в РФ. Почему-то они, будучи российскими лицензированными институтами, обрабатывали все эти переводы за пределами РФ. Теперь перенесут. Для них, возможно, это даже будет дешевле, потому что в РФ все расчеты в рублях, а не в валюте, как в Европе. На клиентах это никак не скажется. Есть иностранные системы, в которых обслуживаются наши физлица, но которые не зарегистрированы в РФ и поэтому не попадают под регулирование ЦБ, - Amazon, например. Если поток большой, тогда эти организации, наверно, должны будут для потока транзакций, который они обслуживают в России, открыть операционный центр в России. Может, для переключения какие-то затраты будут, но в целом обработка в РФ конкурентна", - прокомментировала Алма Обаева.
Представитель пресс-службы "Яндекс.Денег" сказал, что обсуждаемый законопроект не повлияет на работу "Яндекс.Денег" и не потребует внесения изменений во внутренние процессы, так как компания не привлекает сторонние организации для операционной деятельности и клиринга. "Непростая международная обстановка мотивирует регулятора минимизировать риски отказа в совершении операций, обязывая юридические лица, принимающие участие в обслуживании этих транзакций - если это не международная транзакция, - находиться на территории Российской Федерации", - сказал он.
Директор по маркетинговым коммуникациям WebMoney Татьяна Милачева отметила, что в системе WebMoney Transfer есть гаранты - специальные организации, с которыми участники системы заключают договоры в рамках правового поля конкретной страны. "И в силу этого трансграничных переводов в системе нет. Поэтому WebMoney данные ограничения не коснутся", - пояснила она.
В PayPal отказались от комментариев, в Qiwi не предоставили комментариев.
Председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов сказал, что предлагаемые меры ассоциации не кажутся актуальными.
"Все-таки операторы электронных денег и платежные системы вроде Visa и MasterCard - это очень разные вещи. Системы электронных денег не являются социально значимыми, поэтому неясно, какие риски предлагается таким образом минимизировать. Сейчас данные, как правило, хранятся распределенно и в зашифрованном виде, поэтому географическое расположение хранилищ теряет значение. Работающие в России операторы электронных денег уже имеют лицензии от Центрального банка и оперируют в легальном поле, зачем налагать на них дополнительные требования, неясно. Мне кажется, это отражение "платежного национализма" - субъективного стремления регуляторов "приземлить" все платежи внутри страны. Хотя реальные риски часто преувеличены, подобная стратегия реализуется в разных странах. Явление, вероятно, временное, но сдерживающее развитие глобального рынка. По нашим оценкам, почти все участники рынка уже используют только российскую инфраструктуру, поэтому для них законопроект дополнительных издержек не принесет. Но российские филиалы иностранных операторов электронных денег вполне могут свернуть свой бизнес в стране. Это плохо скажется на конкуренции и привлекательности российского рынка. Если система электронных денег уже использует российскую инфраструктуру, то никаких дополнительных издержек ей нести не придется. Если нет, то ей придется построить в России процессинговые центры или присоединиться к существующим. В зависимости от масштаба бизнеса, это может стоить десятки миллионов долларов", - высказался Виктор Достов.
Генеральный директор "ОрдерКома" Дмитрий Галушко сказал корреспонденту ComNews, что рынок пока не готов к таким переменам. "Рынок платежных систем и электронных денег уйдет в серую зону. Зарубежные платежные системы или системы электронных денег не перестанут работать на российском рынке", - считает он.
На взгляд аналитика ИК "Фридом Финанс" Анастасии Сосновой, данные меры снижают риск приостановки внутрироссийских переводов электронных денежных средств, обеспечивают свободу действий операторов в условиях санкционной политики со стороны Запада. "Стоит отметить, что после окончания "шатдауна" в США возможно введение новых санкций против России. Темпы прироста переводов электронных денег увеличиваются в среднем на 35-40% в год, полагаю, темпы роста могут замедлиться в связи с реорганизацией рынка. Но скорее всего, зарубежные платежные системы не уйдут с российского рынка, так как операторы электронных денежных средств вправе заключать договоры с другими организациями при осуществлении перевода электронных денежных средств без обязательного использования российской платежной инфраструктуры", - говорит Анастасия Соснова.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын уверен, что прохождение чтения свидетельствует, что законодатели рассматривают электронные деньги как временное явление. С безналичными расчетами сегодня благополучно справляются банки (включая и банки операторов связи), так что нет необходимости в специальной поддержке электронных кошельков, а соответственно и в особом законодательстве для них.
"Для развития инноваций в наших условиях лучшей поддержкой со стороны законодателей традиционно считается их неведение. Зачастую благоприятной считалась и ситуация, когда законодатели смотрели на новшество сквозь пальцы, не замечая его. В общем-то, электронные деньги так и развивались. Однако всякое успешное явление однажды достигает такого размера, когда не замечать его становится невозможным, поскольку оно слишком влиятельно. По сообщению ЦБ, оборот электронных денег превышает 1,3 трлн руб. - это больше, чем оборот интернет-торговли в 2017 г. - 1,04 трлн руб. Однако главным фактором для законодателей являлось, скорее всего, обеспечение требования, чтобы транзакции происходили внутри страны. Зарубежные электронные платежные системы потеряют возможность обслуживать внутрироссийские переводы, либо зарегистрируют дочерние российские компании, которые получат статус операторов переводов электронных денежных средств, либо прибегнут к услугам российских посредников. Безусловно, закон не позволит оплачивать покупки биткоинами, но это и сейчас нельзя сделать. При этом, в принципе, вполне возможно, что в будущем российские платежные системы будут переводить между электронными кошельками и гипотетические крипторубли и даже "эль петро", однако это будут российские компании", - поясняет Леонид Делицын.
Юлия Мельникова