«Эльдорадо», Metro и «Спортмастеру» неоднократно направлялись уведомления о необходимости выплаты вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и исполнений, зафиксированных в этих фонограммах, — прокомментировал генеральный директор ВОИС Андрей Кричевский. — Однако эти уведомления были проигнорированы».
По мнению ВОИС, перечисленные ритейлеры должны музыкантам более 45 млн руб. (без учета штрафов и пеней). «Эта сумма может быть скорректирована, так как точных данных обо всех местах расположения объектов использования фонограмм (точек сетей) и их площадях у нас нет, — пояснил г-н Кричевский. — Исходя из указанных параметров в соответствии со ставками ВОИС осуществляется расчет вознаграждения, при этом ВОИС применяет уменьшающие коэффициенты в отношении сетевиков и региональных пользователей».
ВОИС создана в апреле 2008 года, а 4 августа 2009 года получила аккредитацию Росохранкультуры на осуществление прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. ВОИС заключает договоры с вещательными организациями, развлекательными центрами, гостиницами, ресторанами, магазинами и другими пользователями.
Г-н Кричевский напомнил, что магазины, в которых играет музыка, обязаны выплачивать отчисления исполнителям и изготовителям фонограмм даже при наличии прямого договора с авторами и при отсутствии договора с ВОИС. Первый прецедент по данному вопросу был создан решением суда по делу с обувным магазином Carnaby в «Мега Теплый Стан».
«К примеру, перед 9 Мая в наших магазинах играли военные песни, это тоже надо считать использованием музыки в коммерческих целях? — недоумевает PR-директор «Спортмастера» Сергей Агибалов. — Мы считаем претензии необоснованными. Есть коммерческие мероприятия, на которые продаются билеты, мы же не берем деньги за прослушивание музыки в наших магазинах. ВОИС, как нам кажется, несколько превысила границы своих полномочий». Пресс-служба Metro отказалась от комментариев, представитель «Эльдорадо» был недоступен по сотовому телефону.
Екатерина Севрюкова, Антон Бурсак