– Андрей, каковы современные требования к рабочим станциям и офисному ПО? Какие из них общие для всех, какие специфические для тех или иных сфер деятельности?
– Требования к аппаратной части офисного рабочего места всегда определяются тем, какое ПО используется сотрудником для выполнения своих служебных обязанностей. Например, у финансистов, специалистов HR, как правило, на компьютере устанавливаются только стандартные офисные программы, там нет каких-либо специализированных приложений, требующих больших ресурсов. Так что в этом случае для рабочей станции вполне достаточно типовой конфигурации. А вот разработчикам, проектировщикам, сотрудникам конструкторских подразделений, кроме профильных и офисных приложений, необходимо работать с тяжелыми графическими пакетами. И здесь при выборе тех или иных аппаратных мощностей определяющими являются функциональные требования именно к этому программному обеспечению. А они постоянно растут: с каждым обновлением специализированному ПО нужна все бОльшая мощность процессора, больший объем памяти, более высокая производительность графического адаптера.
Что же касается функциональных требований в отношении офисного ПО, то, например, для отечественных приложений актуальной является необходимость обеспечивать максимальную совместимость с MS Office. Будучи установленными вместо этого, де-факто стандартного программного обеспечения, они должны корректно обрабатывать его файловые форматы и адекватно отображать шрифты, формулы, таблички, маркеры списков, стили форматирования и другие элементы оформления содержимого для всего массива ранее созданных корпоративных документов. Безусловно, желательно, чтобы в этих программах также без сбоев работали и макросы, составленные в среде MS Office, или же эти макросы можно было безболезненно перенести на российскую офисную платформу с помощью встроенных средств.
Руководитель отдела вычислительных систем INLINE Technologies Андрей Тихонов
В некоторых случаях к отечественному софту предъявляются и более специфические требования. Например, в финансовых организациях, а также в органах государственной власти рабочее место сотрудника, как правило, тесно интегрировано со специализированными информационными системами. Для такого сопряжения офисное ПО должно поддерживать соответствующие форматы и интерфейсы взаимодействия со сторонним программным обеспечением. Ведь новый продукт необходимо встраивать в существующую ИТ-инфраструктуру вместо приложений Microsoft таким образом, чтобы максимально сохранить непрерывность рабочих процессов и привычный для сотрудников порядок взаимодействия с корпоративной информационной средой.
Далее, современная концепция рабочего места предполагает наличие у сотрудника инструментов корпоративного взаимодействия, которые после пандемии стали необходимы для повседневной деятельности – просто почтового клиента уже недостаточно. Эти средства коллаборации, а также системы и сервисы видеосвязи могут либо входить в состав офисного пакета, либо плотно интегрироваться с ним аналогично связке «MS Office – MS Teams».
Наконец, на фоне массового распространения схем удаленной работы резко возросла значимость вопросов, связанных с обеспечением информационной безопасности. Сегодня компании в обязательном порядке реализуют средства защиты удаленных рабочих мест, чему раньше не всегда уделялось должное внимание, а кроме того, предъявляют повышенные требования к механизмам аутентификации и доверенного доступа пользователей к корпоративным ресурсам. Да и производители офисного ПО стали более активно внедрять средства криптозащиты по ГОСТ в свои системы корпоративной почты.
– Насколько сильно различаются эти требования в коммерческих и государственных структурах?
– В большинстве случаев отличия очень незначительные. Все же отраслевая специфика организации или предприятия, характер выполняемых сотрудниками задач гораздо сильнее определяют требования к оснащению рабочих мест, чем принадлежность к государственному или коммерческому сектору.
– Существуют ли какие-либо сложности при интеграции импортозамещенного рабочего места в корпоративную инфраструктуру? С чем это связано?
– С точки зрения оборудования особенных проблем не возникает – если, конечно, замещение проводится на базе архитектуры x86, а не «Эльбрус» или MIPS/ARM.
Что же касается отечественных офисных продуктов, то к их штатной функциональности как таковой серьезных претензий сейчас тоже нет: в каждом пакете реализовано большое количество функций, и они в целом работают так, как определил разработчик. Возможно, что-то из этого для многолетнего пользователя MS Office может быть и не очень привычно, но тут уже вопрос субъективный. Если пользователь принимает внутреннюю логику нового ПО и ни с чем не экспериментирует, специально проверяя приложения на прочность в экстремальных режимах, то, как правило, у него все вполне стабильно действует.
Тем не менее для интеграции российского офисного ПО в корпоративную ИТ-инфраструктуру от исполнителя сегодня требуется высокая квалификация, серьезный интеграционный опыт и нестандартные подходы к реализации сопряжений. И, на мой взгляд, трудности внедрения обусловлены тем, что наши офисные продукты все еще находятся на раннем этапе становления и системности в их развитии пока не хватает. Не случайно спустя десять лет после принятия программ импортозамещения объем инсталляций того же «R7-Офис» или «МойОфис», несмотря на все усилия их производителей, в масштабе страны, прямо скажем, невелик по сравнению с установленной базой ПО Microsoft.
Очевидно, должно пройти какое-то время, прежде чем российские настольные приложения, что называется, разработаются и функционально устоятся. Вендорам понадобится еще не один год, чтобы отладить все плагины и надстройки, доработать необходимые коннекторы и интеграционные модули, сформировать пул расширений для своего продукта. Это большой жизненный цикл, сложный и длительный.
Справедливости ради стоит отметить, что ведущие наши разработчики стремятся, насколько возможно, ускорить этот процесс: развивают технологическое сотрудничество со сторонними разработчиками, прорабатывают взаимную совместимость продуктов и предоставляют SDK партнерам, наращивают экосистемы вокруг своего ПО, выводят на рынок облачные и мобильные версии. Ну и в принципе стараются так или иначе переосмыслить и использовать зарекомендовавшие себя наработки Microsoft, а также создают и обкатывают собственные «фичи».
– Приведите примеры проектов вашей компании по импортозамещению рабочих мест и офисного ПО.
– INLINE Technologies реализует немало целевых проектов по внедрению российских офисных продуктов на существующем оборудовании, прежде всего в органах государственной власти. В основном предлагаем «МойОфис» – по этой платформе у нас за последние несколько лет наработана обширная экспертиза. И если задача сводится лишь к замене ПО на сервере или пользовательских ПК, то с этим справляются сотрудники ИТ-службы заказчика. Мы же осуществляем поставку лицензий, проводим предварительное тестирование софта и ознакомительное обучение пользователей, а также консультируем администраторов по инсталляции и сопряжению офисного пакета с существующим ИТ-окружением.
Среди масштабных внедрений отмечу недавний проект по созданию облачной системы для работы с файлами и документами на базе продукта «МойОфис Частное облако» в одном из федеральных ведомств. Она рассчитана на 10 тысяч пользователей и функционирует в гиперконвергентной среде. А для того чтобы сотрудники могли взаимодействовать в том числе со смартфонов и планшетов через мобильные почтовые клиенты, в системе были дополнительно реализованы алгоритмы шифрования по ГОСТ, которые производитель по окончании проекта включил в основной релиз. Наши же специалисты создали всю инфраструктуру удаленного доступа, провели настройку и интеграцию ПО «МойОфис» с внутренними информационными системами, а кроме того, координировали работу с вендором и заказчиком по доработке решения на этапе интеграции.
Нередко импортозамещение рабочих мест становится частью наших крупных проектов по миграции корпоративной инфраструктуры на российские платформы. Так, для Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка мы сейчас завершили большое исследование на предмет перевода инфраструктуры ЕГАИС учета оборота алкоголя и алкогольной продукции на полностью отечественную программно-аппаратную основу – начиная от серверного оборудования и системного софта и заканчивая удаленными рабочими местами и офисным ПО. Могу сказать, что там мы рассматриваем расширенный набор приложений офисной работы: помимо типового пакета в него планируется включить еще систему распознавания текстов, а также векторный редактор графических схем на замену Microsoft Visio. На данном этапе реализован макет всей импортонезависимой конфигурации, на котором протестированы настройки и отлажено взаимодействие компонентов ИТ-инфраструктуры.
– Как импортозамещение в области офисного ПО и оснащения рабочих мест реализуется в работе вашей компании?
– Откровенно говоря, импортозамещение для нас не самоцель. Но, конечно, по возможности мы пользуемся теми же ИТ-инструментами, которые предоставляем заказчикам. Так, до тех пор, пока действуют лицензии на продукты Microsoft, наши сотрудники работают в MS Office. Однако на виртуальных рабочих столах у многих есть и альтернативные приложения: OpenOffice, «МойОфис». Это нужно прежде всего для того, чтобы специалисты компании могли без каких-либо проблем совместно работать над документами с теми контрагентами, у которых эти офисные платформы уже являются корпоративным стандартом.
Кроме того, применяя по ситуации отечественный офисный пакет, сотрудники в фоновом режиме постепенно изучают его интерфейс, проверяют настройки и функции. Так что, когда работать с ПО Microsoft станет невозможно, им не составит труда переключиться на использование отечественного программного обеспечения.
Кстати, это касается не только рабочих мест, но и других элементов корпоративной ИТ-инфраструктуры – например, в начале этого года мы перешли на ПО IVA Technologies вместо MS Teams, срок вендорской поддержки которой истек.
– Какие тенденции развития офисного ПО вы отмечаете, в каком направлении будут происходить изменения в оснащении офисов?
– Если говорить об офисной инфраструктуре в целом, то, полагаю, она будет становиться все более смешанной, локально-удаленной. При этом ПК в качестве аппаратной основы рабочего места пользователя будут все сильнее уступать место различным вариантам организации рабочих мест на базе тонких клиентов – в первую очередь, VDI. Просто потому, что в виртуальной среде пользователям работать удобнее и безопаснее, а администраторам проще эксплуатировать и настраивать виртуальные машины, чем физические компьютеры.
Правда, построить инфраструктуру виртуальных рабочих мест на полностью отечественной аппаратно-программной основе пока еще довольно трудно. И то, какими темпами будет происходить переход на технологию VDI, во многом зависит от того, как скоро российские продукты в области виртуализации смогут сравниться по функциональности с ПО VMware, ушедшей из России.
Вместе с тем развитие стека отечественных технологий в области VDI может сделать более популярными и внешние облачные сервисы, такие как DaaS, – как минимум, в среде МСБ. Но крупные компании, думаю, будут все так же предпочитать развертывание виртуальных рабочих мест в корпоративном облаке – прежде всего из стремления обеспечить сохранность критических данных и конфиденциальной информации.
Среди других тенденций можно отметить попытки внедрения в офисное ПО искусственного интеллекта – та же Microsoft этой весной демонстрировала его возможности на примере большой языковой модели, интегрированной в пакет Office 365. И на первый взгляд это выглядит многообещающе: виртуальный ассистент может составлять тексты в Word, а также презентации PowerPoint на основе текстовых документов, автоматизировать создание таблиц и анализ данных в Excel, по запросу генерировать электронные письма Outlook, извлекать и вставлять те или иные фрагменты и изображения в сообщения и расписания.
Время покажет, в какой степени и в каких аспектах создания и работы с документами помощь ИИ окажется востребованной пользователями. Но в любом случае с учетом нынешнего ажиотажа вокруг этой технологии, возможно, уже через год-два интеллектуальные алгоритмы станут стандартным компонентом офисных приложений не только Microsoft, но и наших ведущих разработчиков.
И еще один тренд явно просматривается в сфере корпоративного взаимодействия: деловые коммуникации смещаются в сторону более быстрых и менее формальных способов, чем переписка по электронной почте. Уже во многих организациях сотрудники для оперативной связи используют прежде всего мобильные мессенджеры с широким набором коммуникационных форматов: Telegram, WhatsApp и другие. Соответственно, и в составе офисных приложений роль базового инструмента делового общения постепенно будет переходить от почтовых клиентов к универсальным мультимедийным системам групповой работы, таким как MS Teams или Slack.
Среди российских производителей эти веяния уже подхватила, например, «МойОфис», добавив в свой пакет ПО Squadus, объединяющее функции мессенджера, аудио-, видео-конференц-связи, группового взаимодействия и совместной работы с документами. Аналогичный многофункциональный мессенджер «Р7-Команда» есть и в составе «Р7-Офис». Вероятно, в скором времени и другие наши разработчики офисного ПО предложат в стандартном наборе подобные средства, позволяющие сотрудникам взаимодействовать в едином пространстве унифицированных коммуникаций всеми возможными способами.
– Большое спасибо за беседу!