– Юрий, какие требования предъявляются к системам резервного копирования в условиях непрерывного роста объемов данных?
– В нынешних условиях в системах резервного копирования (СРК) ценится возможность масштабирования объемов хранения и производительности. Большинство СРК имеют архитектуру, которая позволяет «нарастить» систему с помощью добавления средств хранения данных и управляющих серверов. Это позволяет увеличить дополнительный объем и скорость выполнения операций резервного копирования и восстановления. Безусловно, наличие функций дедупликации данных на источнике или внутри системы востребовано, особенно для резервирования платформ виртуализации и файловых сервисов. Это позволяет снизить потребность в физических ресурсах хранения и уменьшить окно резервного копирования, а также может использоваться для эффективной репликации данных.
Эксперт по инфраструктурным решениям компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу компаний ЛАНИТ) Юрий Барабанщиков
– На что сегодня в большей степени ориентируются российские пользователи: поддержание существующих СРК зарубежного производства, внедрение отечественных систем, переход на облачное хранение?
– Замена системы резервного копирования (СРК) в крупной компании – это сложный многоуровневый процесс, который всегда сопровождается финансовыми и временными затратами. Подобные проекты в зависимости от масштабов компании могут длиться от нескольких месяцев до года – это один из факторов, почему СРК зарубежного производства продолжают поддерживаться российскими пользователями. Также отечественные СРК пока не могут в полной мере заменить зарубежные аналоги, в частности, из-за отсутствия поддержки иностранного прикладного ПО.
Тем не менее, российские пользователи активно внедряют отечественные системы резервного копирования. Особенно эффективно это делают те, кто параллельно ведут проекты по импортозамещению системных и прикладных продуктов.
– Как в нынешней ситуации предприятию или организации обеспечить надежное резервное копирование: сколько копий, как часто, на каких носителях, по какой схеме?
– Чтобы обеспечить надежное резервное копирование, можно прибегнуть к стратегии «3-2-1», которая по-прежнему актуальна. Главный принцип заключается в создании трех копий данных на двух разных типах носителей с хранением одной копии на удаленной площадке.
Сама частота создания резервных копий определяется целевыми показателями RTO (Recovery Time Objective) и RPO (Recovery Point Objective). Для бизнес-критичных систем резервное копирование может выполняться один раз в час или чаще, а резервные копии могут храниться на высокоскоростных носителях для обеспечения максимально быстрого восстановления при необходимости. Для «холодных» данных могут применяться более емкие и простые носители, а также использоваться иерархические схемы хранения, когда более старые данные в автоматическом режиме перемещаются на медленные, но более экономически эффективные ресурсы хранения.
– Какие дополнительные компетенции для решения этих задач необходимо развивать компании – системному интегратору?
– Все направления развития команды, отвечающей за проекты резервного копирования, хорошо изучены и, можно сказать, стандартизированы. Специалисты должны знать продукты резервного копирования, понимать, какие существуют интеграции с прикладным ПО, знать лучшие практики построения СРК и как обеспечить эффективные процессы эксплуатации.
Например, для проектов миграции необходимы стенды и тестовые среды, на которых отрабатываются навыки и проводятся проверки технологий и совместимости ИТ-продуктов с прикладным и системным ПО.
Также, говоря с позиции системного интегратора, важно разбираться в гетерогенных средах и гибридных ИТ-ландшафтах. Эти компетенции дадут преимущества в построении сложных современных СРК, без которых сегодня не обходятся проекты по обеспечению высокой доступности и устойчивости против катастроф.
– Большое спасибо за беседу!