– Сергей, какие участки ИТ-ландшафта банка вы бы оценили как наиболее специфичные (в отличие от других отраслей)? В чем именно эта специфика заключается?
– В банковском ИТ-ландшафте я бы выделил три главных участка, которые составляют основу банковского бизнеса и находятся в постоянном динамичном развитии в большинстве банков.
Первый участок – сердце любого банка – это АБС или как ее ранее называли – Главная книга. Нетривиальность этого участка в том, что из Главной книги АБС переросла в нечто большее, чем просто учетная система. Такое перевоплощение позволило банкам вырасти до кросс-функциональных финансовых институтов, но существенно увеличило трудозатратность сопровождения и усложнило дальнейшее развитие.
Второй участок – лицо любого банка – это сервисы дистанционного обслуживания. Отличие сервисов ДБО от подобных отраслевых решений в первую очередь заключается в максимальной защищенности, устойчивости к большим нагрузкам и способности быстро развиваться с минимальным даун-таймом или без него. Немаловажен и тот факт, что ДБО должно быть максимально удобным и радовать глаз пользователя.
Третий участок я бы назвал нервной системой банка – это основа для коммуникации с клиентами, задача которой донести до клиента необходимую информацию, получить от него обратную связь, понять клиентский путь и сформировать профиль каждого клиента. Во-первых, ее специфичность в том, что она пронизывает всю экосистему банка, связывая разрозненные данные, а во-вторых, в том, что в данной области все чаще применяются технологии искусственного интеллекта.
Заместитель генерального директора iSimpleLab Сергей Ходусов
– Какими силами реализуется работа указанных систем и решений? Какие участки доверены партнерам? Какие поддерживает внутренняя ИТ-служба банка?
– Если сопровождение всех систем, как правило, осуществляется силами специалистов банка, то в части развития всех трех столпов подход банков различен. Малые игроки всецело полагаются на силы вендора, в то время как топовые финансовые организации ведут in-house разработку.
Несмотря на все преимущества in-house разработки, есть у нее и ряд существенных недостатков, которые создали непреодолимые барьеры между банками и вендорами, отчего пострадали обе стороны.
Итогом рефлексивной работы стал новый тренд - развитие партнерских историй, которые позволяют добиться синергии в вопросах совместной разработки.
– Какие изменения в части ИТ произошли (и происходят) в связи с санкциями и текущей экономической и политической ситуацией?
– Как бы парадоксально это ни звучало, но санкционное давление во многом создало благоприятную почву для развития собственных решений и компетенций. В первую очередь это открыло новые перспективные возможности для разработчиков системного аппаратного и программного обеспечения, а во вторую – разработчикам прикладных систем, которые могут усовершенствовать свои решения, импортозамещая иностранных конкурентов.
Конечно, процесс импортозамещения не безболезнен и не быстр, но он позволяет по-иному взглянуть на свою архитектуру, в большинстве сформированную пару десятилетий назад, и выполнить необходимые трансформации не целенаправленно, а попутно.
– Что происходит в направлении роботизации бизнес-процессов, где применяются нейросети, как это влияет на эффективность?
– Умные боты и нейросети достаточно давно проникли в банковское ИТ, но в своем большинстве это были вспомогательные сервисы и имиджевые проекты. Практический же интерес к технологиям искусственного интеллекта существенно возрос в последние годы, в том числе в связи с санкционными блокировками мобильных приложений банков и поиском альтернативных каналов взаимодействия с клиентами.
Поиск новых каналов привел финансовые организации в социальные сети и мессенджеры, в которых банки увидели не просто «альтернативу», а открыли для себя новые перспективные возможности.
В отличие от мобильного банкинга, социальные сети – это общая площадка, в которой конкуренция между игроками намного сильнее, где очень важно обеспечивать исключительный клиентский сервис и знать профиль своего клиента.
Именно использование умных ботов и технологий машинного обучения позволяет банкам максимально автоматизировать обслуживание клиентов и решить задачи максимального проникновения в социальную среду.
– Большое спасибо за беседу!