— Владимир, как вы считаете, со скольки лет можно начинать обучение ИТ, в каком возрасте к каким ИТ-направлениям может проявиться склонность, способность осваивать азы? Какие серьезные ИТ-навыки можно получить в дошкольных организациях, компьютерных школах, Кванториумах и т.д.?
— Как лидер одного из самых быстрорастущих и системообразующих секторов ИТ, «Базис» рассматривает инвестиции в раннее ИТ-образование как стратегический приоритет. Уже многие годы формирование цифрового суверенитета начинается не со взрослой профессии и даже не со школьной скамьи, а с детского сада.
Обучение ИТ — это, прежде всего, развитие логического, алгоритмического и системного мышления. Эти навыки можно и нужно формировать задолго до знакомства с компьютером.

Директор по стратегическим проектам компании «Базис» Владимир Татаринцев
Фото: «Базис»
В дошкольном возрасте (3-5 лет) ключевая задача — развивать базовые когнитивные функции. Именно в этот период проявляется склонность к конструированию, решению головоломок и логическим играм. Простейшие принципы алгоритмов и причинно-следственных связей можно объяснять на примере «умного дома», где ребенок учится понимать, как последовательность команд приводит к результату. Использование визуальных сред программирования вроде ScratchJR помогает сделать первые шаги в сборке логики, а не просто картинок. И наконец, начальные навыки работы с простейшими моделями Lego и другим конструктором также формируют интерес к робототехнике и инженерии.
В младшей школе (6-9 лет) цифровой мир становится ближе. Здесь начинается знакомство с визуальными языками программирования, такими как Scratch или Kodu Game Lab. Ребенок, увлеченный созданием собственных игр и анимаций, проявляет интерес к геймдеву и дизайну. Одновременно с этим появляются навыки цифровой грамотности и понимание базовых принципов кибербезопасности — и здесь важную роль играют такие инициативы, как «Ростелеком Лицей». У ребят, которым интересно, как работает тот или иной механизм», проявляется склонность к инженерии, «железу» и низкоуровневому программированию.
К 10-13 годам подростки готовы к освоению настоящих языков программирования. В качестве первого языка чаще всего выбирается Python, но наряду с ним появляются курсы по веб-разработке, основам 3D-моделирования, работе с данными. В ИТ-школах, Кванториумах и кружках дети осваивают пайку, сборку устройств, основы сетевого администрирования, делают собственные проекты — от игр до приложений.
— Есть ли у ИТ-специалистов, которые начали учиться ИТ в детстве, преимущества перед теми, кто начал путь в ИТ позже - с колледжа или вуза? Как к такому образовательному бэкграунду относятся эйчары?
— Опыт показывает, что раннее погружение в ИТ формирует не только знания, но и иное, алгоритмическое, мышление. Такие дети не боятся сложных задач, мыслят системно и параллельными процессами, легче адаптируются к новым условиям. У них уже есть опыт проб и ошибок — личные проекты, участие в конкурсах и хакатонах. Они приходят в профессию не случайно, а осознанно — и это становится заметным преимуществом. На рынке труда такие кандидаты воспринимаются позитивно: наличие не только диплома, но и практики, проектов, побед в олимпиадах вроде «Изучи Интернет — управляй им!» говорит о глубокой мотивации и профессиональной зрелости. Эти специалисты приносят ощутимую пользу с первых месяцев.
— Каким критериям должна соответствовать образовательная организация для дошкольников и младших школьников, чтобы ее можно было рекомендовать как первую ступень для ИТ-обучения?
— При выборе образовательной среды на старте важно смотреть не на количество часов и модных слов, а на методику. Хорошая ИТ-программа учит мыслить, а не просто повторять действия за преподавателем. Важно, чтобы занятия вели педагоги, способные заинтересовать ребенка, грамотно выстраивать траекторию обучения и работать с разным уровнем подготовки. Практический и проектный подход — обязательное условие: ребенку важно видеть результат своего труда, будь то сайт, игра, мультфильм или простой робот. Значение имеет и безопасная, современная среда: как техническая, так и психологическая. Наконец, важным критерием становится участие образовательной организации в национальных инициативах — таких как «Код будущего», «Информационная культура» или использование платформ «Ростелеком Лицея» и Университета «Сириус». Это гарантия качества и соответствия образовательным стандартам.
— В каком направлении, по вашему мнению, будет развиваться рынок образовательных услуг для раннего введения в ИТ, что интересного на нем может появиться, приведет ли это к изменениям на рынке труда?
— Мы видим несколько четких трендов. Уже сегодня геймификация, метавселенные, персонализированные траектории на базе искусственного интеллекта, адаптация курсов под основы Data Science, AI и кибербезопасности становятся частью образовательной повестки.
Наряду с этим растет внимание к развитию soft skills: умение работать в команде, презентовать идеи и доводить проекты до результата становится таким же важным, как и знание кода. Образование стремится к симбиозу онлайн и офлайн-форматов — теоретические блоки и тренажеры остаются в цифровой среде, а совместная работа над проектами переносится в Кванториумы и ИТ-кластеры.
Все это неизбежно повлияет на рынок труда. Уже к 18-20 годам молодые специалисты будут приходить в компании с практическими навыками, готовыми решениями и другим уровнем зрелости. Это поколение не будет воспринимать ИТ как нечто внешнее — цифровые инструменты станут для них естественной средой.
— Большое спасибо за беседу!