Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ: Пандемия придала мощный импульс процессам цифровой трансформации

На днях завершилась онлайн-конференция Cisco Live, вызвавшая большое количество откликов в СМИ и ИТ-сообществах. В частности, Cisco представила свое видение будущего, выраженное в десяти глобальных технологических трендах (tech impacts) и концепции «новой нормальности», катализатором которой стала эпидемия коронавируса. Насколько заметны эти тренды в России и как мы можем преодолеть вызовы нового времени – беседуем с директором по технологиям Cisco в России и СНГ Андреем Кузьмичом.

Андрей, как вы считаете, насколько озвученные на Cisco Live мировые технологические тренды «новой нормальности» применимы к России? Какие из них вы считаете наиболее важными?

– В российском офисе Cisco, общаясь с партнерами и заказчиками, отвечая на их запросы, мы увидели, что для них эти тренды так же актуальны. Другое дело – актуальны они в разной степени, в зависимости от индустрии. Например, для кого-то онлайн-каналы были передовыми и до пандемии, а у кого-то, чей офлайн-бизнес приостановил работу, онлайн всё равно не стал альтернативой. Но однозначным фактом в наше время стало то, что у любой, даже самой далекой от ИТ компании должна быть интернет-витрина. Если вы не представлены в цифровом мире, ваша способность приобрести клиентов, заказы – заметно уменьшается.

Очень востребованным, в том числе в России, оказалось удаленное образование. Думаю, не за горами массовый переход на гибридную систему обучения, когда учебный процесс не будет завязан только на присутствии преподавателей и студентов в аудиториях: учебные заведения внедрят электронные системы управления обучением, системы онлайн-уроков и распределения домашнего задания, удаленное анкетирование. В итоге можно будет как заниматься по-прежнему в классах и аудиториях, так и при необходимости рассредоточиваться по домам, образовательный процесс при этом останется прежним. На самом деле еще до кризиса наиболее продвинутые в технологическом плане заведения рассматривали варианты такого взаимодействия, чтобы, к примеру, в случае болезни учащиеся могли принимать полноценное участие в работе класса из дома. Пандемия лишь намного усилила этот интерес.

Когда мы говорим о том, что корпорации бросились развивать свои системы удаленной работы, – я бы отметил, что это тоже не какой-то принципиально новый подход, а вынужденное наращивание тех мощностей, которые у компаний уже были, например кластеров VPN. Cisco, к слову, с середины марта по середину апреля активно наращивала вычислительные мощности в дата-центрах Webex. Вместе с тем очевидна тенденция к большей автоматизации и роботизации предприятий – для того, чтобы режим изоляции, если он снова случится, как можно меньше повлиял на производственные процессы. В глобальном масштабе ставка на роботов и сокращение зависимости от дешевой рабочей силы может привести к очередному перераспределению производственных площадок – они могут вернуться в высокоразвитые страны, – но России это сегодня касается в меньшей степени.

 

Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ

Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ

 

В целом, на мой взгляд, во время пандемии не появилось ни одного тренда, которого бы не было до нее – просто увеличился их масштаб и мощность. То есть пандемия придала импульс цифровой трансформации. При этом самым большим сдерживающим фактором на пути к новой реальности является регуляторика – это хорошо заметно, например, в сферах удаленной медицины, электронного документооборота. Там, где меньше регуляторных барьеров, внедрение инноваций проходит быстрее.

Наконец, по мере нашего погружения в диджитал, увеличивается масштаб киберпреступности и соответственно растет спрос на средства защиты от кибератак. Здесь я в очередной раз хочу отметить, что основным инструментарием хакеров до сих пор служит социальная инженерия. Необходимо как можно больше внимания уделять не только детектированию кибератак и реагированию на них, но и обучению людей, особенно старшего поколения: доносить правила цифровой культуры до сотрудников, транслировать в СМИ.

«Новая нормальность», трудовая самоизоляция, дистанционное общение – действительно ли это норма? Чем нам придется пожертвовать при переходе к удаленным коммуникациям?

– Вопрос больше по психологии, чем по технологиям. На самом деле, подход к удаленной работе далеко не новый, одним из его пионеров еще в 80-х годах была IBM. В последнее время многие компании стали, наоборот, собирать специалистов по развитию, продуктовых менеджеров в неких кампусах: считается, что когда творческие люди работают вместе, интенсивно общаются у доски или у кофемашины, – создается более креативная среда. С другой стороны, сотрудников отдела продаж, операторов колл-центра и многих других можно легко распределить по домам.

Думаю, что позитивных моментов в удаленной работе все же больше: компании экономят на аренде офисных помещений, на трафике, происходит меньше воздействия на окружающую среду, люди не тратят время на дорогу с работы и на работу. Конечно, исчезает живое общение, что для некоторых менеджеров, которые привыкли работать в вертикально-интегрированной иерархии, может привести к потере ощущения контроля над персоналом. В ответ на это на рынке будут появляться расширенные предложения инструментария для такого контроля.

С точки зрения технологий – как показала пандемия, не все облачные среды одинаково готовы к поддержанию той нагрузки, которая начинается при массовом переходе на домашнюю работу. Не у всех сотрудников достаточно качественный Интернет по полосе пропускания, по задержкам, колебаниям задержки – что критично для интерактивного общения. Эта инфраструктура должна быть хорошо настроена для того, чтобы массово обеспечить удаленную работу.

Не ожидаете ли вы, что общество устанет от цифрового общения и через какое-то время наступит отток клиентов удаленных сервисов?

– Усталость, честно говоря, уже видна. Но она не повлияет на применение этих технологий. Как оказалось, мы ни от чего не можем быть застрахованы, и на технологии удаленной работы ИТ-департаменты будут обращать внимание хотя бы как на резервный вариант в случае какого-то инцидента. Компания Cisco готова к этому, наши VPN кластеры выдержат огромное количество подключений, системы удаленных коммуникаций могут принять необходимую нагрузку.

Как ИТ-компании могли бы содействовать цифровой трансформации регионов, появлению там всех преимуществ «новой нормальности»?

– Мы как крупная ИТ-компания, конечно, много занимаемся благотворительностью, предлагая продукты и технологии, сетевые решения, решения для коллаборации. Школам для дистанционного обучения мы предоставили Webex, бесплатно оснастили многие российские больницы сетевым оборудованием. Практически все технологические компании, чьи решения оказались востребованы во время пандемии, предложили эти решения заказчикам на время бесплатно или с большими скидками. Но если уровень связи в учреждении не позволяет эффективно применять эти технологии, если в каких-то удаленных регионах нет качественной мобильной сети, ШПД, – мы ничего не можем сделать. Преодоление цифрового неравенства является фундаментальным вопросом для цифровизации регионов. Чтобы телеком-операторы осваивали коммерчески невыгодные для себя области, удаленные, с небольшой плотностью населения, для них должны быть разработаны определенные стимулы – как, например, в США, где существуют масштабные государственные программы стимулирования.

 

Cisco: 10 ключевых технологических трендов

Cisco: 10 ключевых технологических трендов

 

Возвращаясь к десятке трендов: если посмотреть пристальнее, можно заметить, что у Cisco есть явные точки соприкосновения с каждым из них, кроме девятого тренда – роботов. Как вы видите для себя причастность к этой области?

– Роботы, действующие сами по себе, – тоже кем-то востребованная технологическая ниша. Но Cisco играла и играет большую роль в построении полноценной автоматизации, когда роботы общаются с живыми людьми, с устройствами IoT и необходима окружающая их инфраструктура передачи данных. Например, наилучшая среда для беспилотных автомобилей – там, где они могут взаимодействовать с датчиками, установленными на светофорах, дорожных знаках и т. д., во много раз повышая свою надежность и безопасность. Сетевая инфраструктура для роботов – это наша специализация.

Не так давно улеглись споры вокруг сетевых протоколов IPv4 и IPv6, беспокойства о будущем Интернета, о дефиците адресов IPv4. Каков, по-вашему, сегодня масштаб этой проблемы?

– Такое беспокойство выражалось преимущественно представителями прессы, а не инженерного сообщества. Вопрос с нехваткой адресов IPv4 не настолько критичен, как это представлялось некоторое время назад: сегодня он вполне благополучно решается с помощью NAT. Другое дело, что IPv6 тоже будет развиваться – эволюционным путем, так как сейчас инфраструктура всех операторов связи поддерживает этот протокол.

Много также говорят об инициативах Илона Маска, космическом туризме, освоении других планет. Понятно, что это разговоры вдолгую, но ведь для таких проектов тоже нужна сеть передачи данных. Смотрите ли вы настолько далеко?

– Могу сказать, что компания Cisco проводит множество различных исследований, и не все из них задействованы в сегодняшних продуктах. Думаю, что некоторые системы передачи данных, которые мы разрабатываем, смогут быть использованы в том числе и в космических приложениях.

 

Рубрики: Интеграция

Ключевые слова: Cisco, автоматизация