– Расскажите о развитии RPA. Что происходит в отрасли сейчас? Какое будущее её ожидает?
Анна Шадрина: Раньше производители предлагали платформы для создания роботов «с нуля». Сейчас уже мы видим набор готовых, настроенных роботов под типовые операции. Можно было бы предположить, что технологии ИИ (искусственного интеллекта) и роботизация будут конкурировать с друг другом, но на деле такого не происходит. Мы видим синергию. Роботы обрабатывают большие массивы данных, а ИИ анализирует их, создает прогнозы, предлагает варианты решений.
Марат Губайдулин: В целом отрасль переживает рост во всем мире. В России ранее недооцененные собственные вендоры сегодня расширяют рыночные доли. Это и «Электроник», и Robin. В ближайшие годы будут появляться новые игроки.
– Какие выгоды несет внедрение RPA? В чем заключается очевидная и неочевидная польза от цифровых роботов?
А.Ш.: Основная выгода внедрения RPA – экономия времени на рутинных операциях. Например, в HR-департаменте это кадровое делопроизводство. Если его переложить на роботов, то сами сотрудники смогут заняться развитием персонала, проработкой мотивационных программ, развитием HR-бренда. То есть теми задачами, которые обычно делаются по остаточному принципу. А ведь именно эти важные процессы усиливают компанию, позволяют создать сплоченную команду, повышать лояльность сотрудников и создавать кадровый резерв.
Руководитель региональных продаж ИТ-решений для бизнеса компании «Девелоника» (ГК Softline) Анна Шадрина
Для бухгалтерии, например, работу с первичной документацией можно полностью переложить на роботов. Высвободить время бухгалтера на стратегические задачи – анализ и управление финансовыми потоками.
Неочевидные выгоды не лежат на поверхности. Чтобы их увидеть, нужно глубоко погружаться в процесс. У нас был интересный кейс. Служба безопасности предприятия первоначально приняла в штыки предложение о внедрении роботов в работу их подразделения. Был страх, что их заменят. Когда мы стали разбираться, в чем именно ценность их работы, то выяснилось, что только человек с опытом может дать качественную оценку собранным данным и сделать выводы. И если переложить сбор данных по определенным алгоритмам на роботов, то время сотрудников высвободится именно на качественную аналитику. На которую, кстати сказать, приходилось всего 20-25 % рабочего времени.
М.Г.: Один робот может заменить порядка 4-х штатных сотрудников. Они легко настраиваются и начинают работать уже через 2 недели. Не требуют интеграции и изменений ИТ-ландшафта. Работают круглосуточно, не болеют, не ошибаются, неподкупны и объективны. Очевидная выгода, конечно, про экономию времени и сокращение рутинных операций. А неочевидные – «скорая помощь»: быстро протестировать гипотезу, быстро собрать MVP, получить результат в каком-то процессе здесь и сейчас.
Руководитель отдела портальных решений компании «Девелоника» (ГК Softline) Марат Губайдулин
– Если ваша компания занимается RPA, то как давно? С какими вендорами работает, какие есть свои наработки и разработки в этой нише?
А.Ш.: Мы занимаемся RPA с 2018 года. Сейчас в большей степени работаем с российскими платформами. У нас много наработок для бухгалтерии, HR-отдела, служб безопасности.
Сейчас производственные подразделения начали расширять сферу применения роботов. Конвейерные ленты и роботы на сборке сложных машин не новость. А, например, работа с дублированной информацией во внутренних системах учета – задача актуальная, но решается в большинстве случаев вручную. С ней гораздо быстрее может справиться робот. Заметила, что один раз попав на производственное предприятие, робот остается там навсегда, дает возможность заниматься задачами, которые откладывались на потом.
М.Г.: Мы работаем со всеми крупными вендорами - UiPath, BluePrizm, «Электроник», Robin. Много кейсов по интеграции внешних и внутренних информационных систем в медицине, в сфере экономической безопасности, интеграция CRM и 1С. Особенность нашего подхода в том, что мы не просто внедряем решение, а создаем «центр экспертизы» внутри заказчика. Мы развиваем концепцию «citizen developer», когда любой продвинутый пользователь ПК может самостоятельно собрать и настроить себе робота.
– Практическое применение RPA: какие типовые примеры вы можете привести, какие нестандартные кейсы были реализованы вашей компанией?
А.Ш.: Из нетиповых примеров как раз внедрение робота на производстве. Решали ситуацию необоснованного роста ФОТа, непрозрачной загрузки сотрудников ремонтного цеха. Как выяснилось, на предприятии была внедрена система ERP, но работа с ней велась некорректно. Задачи выдавались не в электронном виде, а в формате распечатки из ERP-системы, отчетность велась «вручную» – на желтых листочках для записи, которые потом ассистентка цеха заносила в ERP-систему. Неразборчивый почерк, неточности, невозможность сверить «прямо сейчас» приводили к ошибкам, после проверок выяснялось, что была путаница в видах работ по ремонтируемым деталям.
Мы внедрили робота, который проводил автоматическую сверку плана и факта работ и в случае большого отклонения уведомлял руководителя. Сверял факт с каталогом работ по каждой детали и отправлял на проверку\согласование с руководителем «нестандартные» виды ремонта.
Еще интересный пример синергии робота и систем распознавания информации для кадровой службы предприятия. Сотрудница отдела кладет документ в сканер, система распознает информацию из бумажного скана, передает ее роботу. Робот разносит информацию по внутренним учетным системам и формирует пакет документов, подставляя ФИО и другие личные данные человека в документы. Сотруднице остается только забрать в принтере распечатки и передать их на подпись.
– Как вы считаете, в условиях существующей политической и экономической ситуации возможен ли в отрасли RPA полный отказ от зарубежного ПО? Достаточно ли сейчас импортозамещающих решений, если нет, то в какой перспективе они могут появиться?
А.Ш.: Одна из первых платформ UiPath начала развиваться в 2006 году. Это решение западного вендора. Российские наработки в этой области появились на рынке только в 2016 году. Конечно, есть разница в функционале, за десять лет западные платформы довели свои продукты до высокого уровня продуктовой зрелости.
Но важно принять во внимание тот факт, что скорость развития технологий сильно возросла. И уже сейчас есть российское решение, которое схоже по функциональным возможностям с платформой UiPath.
Сейчас сложности скорее не в плоскости разработки какой-то новой функции или интеграции, а в «упаковке» решения и донесения выгод до бизнеса. Потенциальные клиенты не видят проблем, которые не лежат на поверхности. И мало кто приходит с запросом «нам нужен робот для…». Поэтому разработчики пришли к идее продажи отдельных функций\операций, когда заказчик приходит на маркетплейс роботов и покупает решение одной задачи. При этом такой «товар» полностью самостоятелен, покупатель сам без помощи разработчика может его применить и настроить.
– Большое спасибо за беседу!